Ученые заявили, что "рецепта" универсальной красоты не существует
Ученые на протяжении многих веков бьются над изобретением «рецепта» универсальной красоты, но, как выяснилось, его не существует априори. Искусство меняется со временем и, кроме того, оно неодинаково в разных странах. Таким образом, красота для каждого человека представляется по-своему.
Исследователи предположили, что универсальной красотой может обладать визуальная симметрия, ярким примером которой являются персидские ковры. Однако не во всех направлениях искусства творцы создавали симметричные образы. Например, рококо было не полностью симметричным, а знаменитые сады Дзен люди ценили как раз за их «искаженность».

В 1973 году психолог Грета Сметс провела эксперимент, в ходе которого исследовала реакцию мозга добровольцев на визуальные образы различной сложности. Показывая людям картинки, эксперт следила за данными электроэнцефалографии. Результаты показали, что мозг наиболее активно реагировал на изображения, сложность (неоднородность) которых составляла 20%. Аналогичной степенью сложности обладают такие виды искусства, как фризы, колофоны, логографы и флаги.

Со временем, как говорят ученые, 20-процентная сложность становится привычной, и люди требуют еще большего «усложнения» творчества. Разные мастера живописи в одно и то же время создавали абсолютно непохожие по однородности картины, и каждая из них находила своего ценителя. А значит, искусство не должно следовать каким-либо «рецептам». Красоту каждый оценивает по-своему.

Эксперты также попытались найти «рецепт» универсальной красоты в музыке, но и тут их ожидало разочарование. Дело в том, что в странах Запада принято усыплять ребенка негромкой колыбельной, а вот аки-пигмеи поют малышам гораздо громче и при этом поглаживают их по шее. В одних странах красивой считают гармоничную мелодию, а, к примеру, в яванской музыке популярностью пользуется диссонанс. Ученые решили проверить, является ли предпочтение определенных звуков врожденным, и провели эксперимент с 4-, 6-месячными младенцами.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Более 37 тысяч человек установили фальшивый блокировщик рекламы для Chrome

Их усаживали на колени к родителям и поочередно включали классическую музыку в двух разных интерпретациях. Так, когда переставал звучать оригинальный «Менуэт» Моцарта, из колонок начинала доноситься искаженная версия этой композиции. Дети уделяли больше внимание благозвучному «Менуэту», что натолкнуло на мысль о врожденности звуковых предпочтений. Однако позже выяснилось, что младенцы максимально реагировали на ту музыку, которая играла первой, вне зависимости от ее «красоты».

Таким образом, специалисты заключили, что природа не наделяет человека любовью к прекрасному, это чувство развивается со временем. И немалую роль в его формировании играет культурная эволюция. Эстетика человека расширяется по мере изучения новых видов творчества.
Источник