Ключевой темой исследований в международной торговле является связь между торговыми издержками (таможенные пошлины, международное налогообложение, логистика) и торговыми потоками. Если торговые издержки снижаются, то насколько может вырасти торговля? Экономисты называют это «эластичностью торговых затрат».
Чтобы оценить влияние торговых издержек, исследователи обычно полагаются на стандартную структуру уравнения силы тяжести и вставляют переменную торговых издержек в качестве регрессоров в правую часть. Например, они могут использовать двустороннее расстояние или фиктивные переменные для региональных торговых соглашений и статуса валютного союза. Это даёт единые коэффициенты для оценки торговых эффектов в зависимости от величины торговых издержек. По своей конструкции эти эффекты однородны почти по всем парам стран в любой выборке.
В новом исследовании оспаривается такая точка зрения и предлагается совершенно новый подход, основанный на идее о том, что торговые издержки не могут одинаково влиять на все торговые потоки. Они могут иметь сильное влияние на торговлю между одними странами, но не иметь существенного влияния на другую пару государств. В исследовании используется простая в реализации альтернатива традиционному уравнению гравитации, которая позволяет оценивать неоднородные эффекты торговых издержек.
В качестве теоретической основы вводятся эффекты неоднородной эластичности переменных для торговых издержек. В этой структуре «тонкие» двусторонние торговые отношения (характеризующиеся небольшой долей двустороннего импорта) более чувствительны к изменениям, по сравнению с «толстыми» торговыми отношениями (характеризующимися большой долей двустороннего импорта). Небольшие доли импорта находятся высоко на кривой спроса, где продажи очень чувствительны к изменениям дополнительных издержек. В результате малая доля импорта имеет большую эластичность торговых издержек.
Согласно прогнозам, данное изменение оказывает неоднородное воздействие на торговые потоки. Должно ожидать большего торгового эффекта для пар стран, связанных с меньшей долей импорта. Это подразумевает неоднородный эффект даже внутри пар стран, поскольку доли двустороннего импорта обычно различаются в зависимости от направления торговли. Исследователи применили эту схему к данным с исчерпывающим набором данных о долях двустороннего импорта (около миллиона наблюдений) для 199 стран с 1949 по 2018 год, охватывающих подавляющую часть мировой торговли после Второй мировой войны.
Валютные союзы увеличивают торговлю, но не для всех
В качестве яркого примера рассматривался торговый эффект валютных союзов. Такие союзы, возможно, являются важным институциональным механизмом для снижения торговых издержек. Со времени Второй мировой войны в валютные союзы в какой-то момент входили в общей сложности 123 страны. Но означает ли это, что все члены таких объединений испытывали равный рост международной торговли?
Когда оценивалась стандартная гравитационная регрессия без неоднородных эффектов (т. е. применялась постоянная эластичность торговых издержек), общая валюта ассоциировалась с увеличением объёма торговли в среднем на 29%. Но гибкий системный подход показывает, что за этим средним значением скрывается значительная неоднородность между парами стран.
Двусторонние торговые эффекты, как правило, особенно сильны между странами, где хотя бы один партнёр относительно невелик, поэтому доли двустороннего импорта могут быть небольшими. Например, был обнаружен сильный эффект валютного союза (евро) для торговли из Австрии в Германию (на 62% больше двусторонней торговли), поскольку доля Австрии в общем импорте Германии относительно невелика (1,58%). Можно также обнаружить сильный эффект валютного союза (Западноафриканский валютный союз) для торговли Того с Кот-д’Ивуаром (на 64% больше двусторонней торговли с соответствующей долей двустороннего импорта 0,05%).
И наоборот, влияние двусторонней торговли между странами с большой долей импорта, например, из Франции в Бельгию-Люксембург, как правило, относительно слабое или даже нулевое, с эффектом 1% (с учётом довольно большой доли импорта в 8,79%). В более общем плане, существующие сильные торговые связи и значительная доля импорта в зоне евро помогают объяснить, почему торговый эффект евро часто оказывался довольно слабым.
Эту неоднородность можно проиллюстрировать на примере эффекта евро для двустороннего импорта стран зоны евро в Германию за 2013 год (включая все страны зоны евро на тот момент). Например, доля Голландии в импорте Германии составляла чуть более 5%. Это скромный показатель для крупнейших торговых партнёров (Нидерланды, Франция и Бельгия / Люксембург), но очень высокий показатель для небольших торговых партнёров, таких как Эстония, Мальта и Кипр.
Торговые соглашения связаны с расширением торговли, но не каждая пара стран получает такой же импульс. Применяя так же эту схему гибких эффектов торговых издержек к другим переменным, связанным с торговыми издержками, стоит привести доказательства неоднородного влияния региональных торговых соглашений (РТС) и членства в ВТО.
Присоединение к РТС связано с увеличением двусторонней торговли на 64% на долю импорта в среднем по выборке. Но опять же, оценки показывают большую степень глубинной неоднородности. Членство в РТС связано с увеличением двусторонней торговли в среднем на 114%. Для членства в ВТО торговый эффект составляет 18%. Эти результаты в целом согласуются с данными многих экономистов, показывающими, что торговые последствия торговых соглашений и членства в ВТО неоднородны.
Директивным и регулирующим органам многих стран следует отойти от универсальной точки зрения на влияние торговых издержек. Например, если страны заключают новое торговое соглашение, торговля вряд ли вырастет в одинаковой степени для всех пар стран (даже внутри данной пары стран в зависимости от направления торговли). Вместо этого следует ожидать более сильного роста торговли в случае слабых торговых отношений, характеризующихся небольшой долей импорта. Установленные отношения с крупными долями двустороннего импорта не могут значительно расширить торговлю (фактически, могут вообще не расширить). Поэтому директивным органам необходимо учитывать распределение торговых долей, чтобы оценить влияние торговых издержек при вынесении законов регулирующих торговые отношения.