Психогенный кашель

Кашель психогенного характера — расстройство невротического уровня, при котором кашель возникает при отсутствии заболеваний респираторной системы и верхних дыхательных путей. Всегда сухой. Не сопровождается одышкой и другими нарушениями, характерными для болезней органов дыхания. Диагностируется после исключения органических причин. Лечение осуществляется с использованием лекарственных препаратов и немедикаментозных методик.

Для записи на прием позвоните нам по телефону 8(969)060-93-93.

Общая информация

  • появление исключительно в дневные часы, отсутствие по ночам;
  • постоянство, навязчивость признака при отсутствии мокроты, одышки и других изменений;
  • исчезновение во время активной быстрой речи;
  • неэффективность противокашлевых препаратов.

Симптом доставляет много беспокойства и ухудшает качество жизни больного. Постоянные пароксизмы ограничивают социальную активность. Дети стесняются посещать школу, взрослым иногда приходится отказываться от работы, связанной с общением и пребыванием на людях.

На начальном этапе нередко наблюдаются случаи неверной диагностики. Расстройство рассматривают, как следствие бронхиальной астмы или бронхита. После безрезультатного лечения назначают уточняющие обследования, по результатам которых обнаруживается, что проблема имеет невротический характер. В последние годы проявление рассматривают, как один из вариантов вокальных тиков.

У детей

10% от общего количества случаев хронического кашля связаны с психоэмоциональными причинами, а не органическими патологиями. Основными этиологическими факторами в детском возрасте становятся:

  • неблагоприятная семейная атмосфера, физическое и эмоциональное насилие, постоянные конфликты, неудовлетворение основных потребностей ребенка, отвержение, невнимание, чрезмерно жесткое воспитание;
  • вина, стыд или страх, возникающие в значимых социальных ситуациях: на торжественных мероприятиях, экзаменах, при ответе у доски, во время соревнований и пр.;
  • сочетание недостаточного внимания, пока ребенок здоров, и усиленной заботы, когда он болеет респираторными заболеваниями, стимулирующее пациента к сохранению симптома для ощущения любви родителей;
  • повторение за взрослым родственником, который является авторитетом для ребенка и при этом страдает заболеванием дыхательной системы.

Отличительными характериологическими особенностями являются наличие истероидных черт, множественность жалоб, склонность к привлечению внимания взрослых. При тщательном наблюдении прослеживается связь приступов с разговорами или действиями, которые вызывают отрицательные переживания. Повышенная вероятность развития расстройства наблюдается у детей из следующих групп:

Если ребенок не знает, как избавиться от кашля, это является поводом для обращения к педиатру или врачу-пульмонологу . При подозрении на психогенную природу расстройства следует сообщить об этом специалисту. При отсутствии патологии по результатам обследования ребенка направляют к психотерапевту или психиатру.

У взрослых

Диагностируется редко. Как правило, развивается у людей с гипервентиляционным синдромом, который имеет самостоятельный характер или возникает на фоне вегето-сосудистой дистонии. Кашель длительный, громкий, сухой. Пароксизмы выявляются на протяжении многих месяцев, некоторые пациенты страдают в течение нескольких лет.

Медикаментозное лечение оказывается безрезультатным. Детальное обследование позволяет подтвердить отсутствие соматических причин. Значимую роль играет сбор анамнеза, выявление указаний на невротические расстройства или вегетативную дисфункцию.

У пациентов нередко обнаруживаются истерия, соматосенсорные нарушения. Из-за незначительной распространенности у взрослых диагностические мероприятия должны проводиться очень тщательно, поскольку кашель может быть первым проявлением скрытого органического заболевания .

Лечение

Как лечить — решают индивидуально. Ведущим методом является психотерапия. Методику выбирают с учетом возраста, личностных особенностей, имеющейся проблематики. В процессе работы используются элементы речевой терапии, дыхательная гимнастика. Проводится обучение релаксации. Иногда применяется гипнотическое воздействие. Важно создать благоприятные условия, которые включают:

  • минимизацию стрессов;
  • нормализацию режима дня, полноценное питание, достаточную физическую активность, ежедневные прогулки;
  • отказ от кофеинсодержащих напитков.

При тяжелом течении возможно назначение седативных и противокашлевых препаратов. У детей симптом нередко исчезает при сосредоточенности на том, что им важно и интересно. У взрослых такая особенность отсутствует.

При лечении пациентов детского возраста предпочтение отдается немедикаментозным методикам: психотерапии, психокоррекции, ароматерапии, лечебным ваннам и душам, различным видам массажа. При необходимости лучше использовать не традиционные лекарственные средства, а мягкие фитопрепараты с успокаивающим действием.

В наиболее тяжелых случаях у больных всех групп применяются нейролептики. Преимуществом таких лекарств является практически гарантированное избавление от симптома. Недостатком — возможные побочные эффекты, включающие нарушение сна, цефалгии, повышение мышечного тонуса. Детям препараты назначают в минимальной дозе, при необходимости в последующем дозировку корректируют в сторону повышения.

]]>

Предыдущая статья623
Следующая статья625