Скандал на культурном форуме в Петербурге: Алло, это всё ещё прачечная?

Sobesednik.ru. разбирался в истории с «чёрными списками» на Санкт-Петербургском культурном форуме.

Появились новые аргументы в пользу того, что списки «нежелательных» деятелей, которых следует не допустить к участию в VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме, не являются фейком.

После публикации Алексеем Венедиктовым внутреннего документа Минкульта издание Colta напечатало расширенные выдержки служебной записки, касающиеся секции «Театр». Таким образом к фамилиям «нежелательных» Сокурова, Акунина, Плахова и других добавились Лев Додин, Анатолий Васильев, Андрей Могучий, кинокритик Роман Должанский, находящийся под домашним арестом Кирилл Серебренников…

Досье чиновников на Серебренникова следующее: «Деятельность Серебренникова как режиссера и культурного менеджера способствует размыванию традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослаблению единства многонационального народа Российской Федерации (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры); присутствуют попытки фальсификации российской истории».

А вот в чем обвиняется получивший российскую госпремию и мировое признание Анатолий Васильев: «Значительную часть творческой деятельности режиссера составляют авангардные эксперименты и радикальные интерпретации литературных произведений, направленные на деконструкцию традиций отечественного театрального искусства и традиционных российских ценностей. Склонен к формам искусства, формирующим депрессивную модель мировосприятия».

Один из сильнейших европейских театральных режиссеров Лев Додин также «склонен к размыванию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, попыткам фальсификации российской истории. Судя по всему, разделяет «оппозиционное» политическое мировоззрение».

Минкульт снова все опровергает. Однако поверить в то, что один снаряд второй раз попал в ту же воронку, можно только в том случае, если это хорошо организованная кампания, цель которой — подставить и «слить» господина Мединского. Питерская культурная общественность не очень в это верит и принимает столь откровенную ересь, ставшую достоянием общественности, за правду.

Антон Адасинский, худрук питерского театра DEREVO и лицо авангардистского музыкального проекта 1980-х «АВИА», уже отказался от участия в форуме. Адасинский должен был участвовать в секции «Цирк и уличный театр», но, очевидно, счел, что Министерство культуры преуспело в вышеуказанных направлениях больше, чем он. Кроме того, Антон хочет выразить поддержку обвиняемым по «делу «Седьмой студии»» и в связи с этим не хочет выступать «под шапкой Министерства культуры».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Выбираем вуз для поступления: на что обратить внимание?

Адасинский также рассказал, что Александр Сокуров, фигурировавший в первых сообщениях о «черных списках», вопреки заявлениям организаторов, не примет участия в форуме.

Самое смешное, что опровержения Минкульта мало что меняют по сути: в то, что среди замов министра ходят такие бумаги, вполне можно поверить. Ибо свои пристрастия министр и подчиненные и так, в общем, не скрывают. Владимир Мединский может сколько угодно обижаться на прессу и общественность, но он сам себя делает одиозным гражданином, нелепо использующим власть, которой его наделили. И чем больше он будет оставаться у руля министерства, тем более странным, курьезным и смешным войдет в историю. Мединский не умеет отделять личные взгляды от общественных функций, а наоборот, считает первое частью и даже фундаментом второго. Он может даже диссертацию защитить на тему «Я и моя воспитательная роль в России». Он превратил анекдот про прачечную в самую настоящую реальность, потому что министерство культуры занимается именно большой стиркой, вымывая из искусства не только и не столько грязь, сколько не понравившиеся узоры.

Господину Мединскому пора бы перестать обижаться на прессу и подведомственную общественность, воспринимающую его в штыки, а прислушаться и заземлить свои отношения с культурным сообществом. Но для этого ему нужно совершить подвиг в своей собственной голове, осознав, что искусство, как и история — это не он и его система ценностей. Искусство — это прежде всего свобода.

Источник