Рабочая группа по бюджетным проектировкам предлагает отказаться от антикризисной поддержки данного сектора.
Связано это с тем, что на данный момент кризис российского машиностроения миновал, спрос на автомобили растет, а значит и господдержка теперь не нужна.
Как отмечается в протоколе заседания рабочей группы, в стране сохраняется положительная динамика и в самом автопроме, и в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, поэтому предлагается завершить меры поддержки, значительная часть которых была направлена именно на поддержание и увеличение спроса на отечественные авто.
Однако уход от субсидирования не означает полный отказ от господдержки, некоторые программы по-прежнему будут реализовываться, например, такая как «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Отметим, что субсидирование данной сферы стартовало в начале десятилетия. Тогда в связи с напряженными политико-экономическими отношениями, а позже и санкциями со стороны США, покупательская способность граждан снизилась, что повлекло за собой падение спроса на некоторые группы товаров, в частности, автомобили. Чтобы избежать стагнации, правительство разработала обширную программу финансовой поддержки, которая была ориентирована не только на автопром, но также и на судостроение, сельхозмашиностроение и некоторые другие отрасли.
Тем не менее, в последние годы необходимость поддержки становится все менее очевидной, о чем уже неоднократно заявляли представители Минэкономразвития и Минфина. Недавно этой же точки зрения стал придерживаться и Минпромторг.
Если говорить конкретно о каждой из отраслей, то изменения предвидятся в железнодорожной сфере. В частности, чиновники предлагают сократить субсидирование закупок инновационных вагонов. На обновление подвижного состава в 2019 – 2021 годах запрошено по 2,5 миллиарда рублей в год. Однако теперь выделение средств может оказаться под вопросом. Как сообщают инсайдеры «Коммерсанта», серьезных опасений подобное решение правительства не вызывает, поскольку кризис в вагоностроении, действительно, миновал.
Снижение господдержки намереваются осуществить и в судостроении, где объем финансирования предлагают сокращать «с учетом развития отрасли и обеспечения производства конкурентоспособных видов судов».
Кроме того, в ближайшем будущем предлагается разработать программу лизинга гражданских судов, которая будет предусматривать постепенное снижение объема бюджетных средств и переход к рыночным механизмам.
Что касается автопрома, то здесь также изменения коснутся, скорее всего, льготных программ лизинга. Сильнее всего это скажется производстве легкого коммерческого транспорта, которое в значительной степени привязан к состоянию экономики.
При этом экономисты отмечают, что рост автопрома, о котором заявляет правительство, может оказаться временным. Волатильность рубля, а также снижение реальных доходов населения в итоге могут привести к очередному кризису или стагнации сектора.
«В условиях неопределенности и экономической нестабильности частный бизнес не будет вкладывать в обновление коммерческой техники, а у большинства регионов нет денег на обновление автобусных парков»,— отмечает собеседник «Коммерсанта».
Некоторые специалисты считают, что государственная поддержка определенных отраслей экономики – система непрозрачная, вредящая рыночным механизмам и в будущем неэффективная. Так, если часть предприятий лишить субсидирования, то они попросту покинут рынок, не справившись с конкуренцией.
Даже в том случае, если правительство начинает брать курс на уход от поддержки отраслей путем прямых бюджетных вливаний к мерам, реализующимся через налоговую систему или страхование, искажение рыночной ситуации все равно будет иметь место. В то же время полный и резкий отказ от субсидирования может насести серьезный ущерб некоторым отраслям.
Фото: Сергей Бобылев / Коммерсантъ