5 апреля в рамках открытой дискуссии «Главное – результат: мы – ЗА честную приемку!» на форуме-выставке «Госзаказ» обсуждались нюансы и проблемы процедуры аккредитации товаров и услуг в системе госзаказа. Спикером выступил руководитель Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) Алексей Игоревич Херсонцев.

Алексей Херсонцев: Существует пул организаций, использующих аккредитацию не по назначению

В системе аккредитации не без проблем. Сфера напряженная

«Росаккредитация в течение нескольких лет работает над созданием личных кабинетов аккредитованных лиц в федеральной информационной системе. Насколько данная мера позволила отсеять недобросовестных участников рынка аккредитации», – задал вопрос, подняв насущную тему модератор мероприятия Антон Гетта.

Взяв слово, Херсонцев рассказал, что всего в системе аккредитовано порядка 10 тысяч лиц, к теме госзаказа из них имеет отношение около 2 тысяч организаций. Глава Росаккредитации признал, что сегодня, к сожалению, имеется пул организаций, использующих аккредитацию не по назначению. «Сфера напряженная. Грань очень тонкая. Мы заинтересованы в добросовестных предпринимателях, но периодически вынуждены заниматься с борьбой с недобросовестными организациями», – добавил Херсонцев.

 

Привлечь к ответственности нарушителей — сложно

Он отметил важный момент, что, когда говорится о плохих сертификатах, чаще всего речь идет о продукции, сопровождаемой декларациями. «Декларирование продукции – это официальное заявление производителя или импортера, что его продукция соответствует предъявляемым требованиям технических регламентов. Это осознанное решение, которое ранее было включено в закон», – отметил Херсонцев. Он напомнил, что за несоответствие товаров заявленному качеству существует целый ряд ответственностей. Одна из которых – наказание за недостоверное декларирование. Несмотря на то, что прописан штраф за это нарушение в размере до 300 тысяч рублей, согласно поднятой ведомством статистике, никто к ответственности по этой статье никого не привлекает. Все дело в том, что по закону декларирование является уведомительным, поэтому, какие бы IT-новшества не внедрялись, отказа от регистрации декларации быть не может, если формально все документы приложены.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Росстат: В июне реальные доходы россиян перестали падать

 

Что делать заказчикам?

По словам Херсонцева, заказчики должны понимать, что существуют разные схемы декларирования, и при оформлении документации, они должны требовать, чтобы товары поставлялись с декларированием по тем схемам, в которых есть хоть какое-то участие третьей стороны.

«Лаборатории сегодня не рискуют аттестатом на аккредитацию. Как правило, используется протокол, выдаваемый в добровольных системах, и указывается, что разрешение выдается не в рамках нашей, а в рамках добровольной аккредитации, чтобы мы не могли предъявить претензии», – пояснил он.

 

Испытание нюансами испытаний

При этом, отметил Херсонцев, даже если схема предусматривает испытание, существуют и другие «лазейки». В частности, не в одном техрегламенте нет требования о том, чтобы испытания проводились на все без исключения показатели. «Открывая протокол, вы можете увидеть, что проведены испытания на размер, а вам, например, хотелось бы посмотреть микробиологию и так далее», – дал пример глава ведомства.

Херсонцев подчеркнул, что в типовых контрактах необходимо фиксировать, что испытания должны быть проведены на такие-то параметры, предусмотренные техническим регламентом. Надо подумать над тем, какие позиции рекомендовать заказчикам, чтобы более четко прописывать конкурсную документацию.

 

Экспертный вопрос

Еще одна проблема – экспертная. В законе прописано, что поставляемый товар должен быть новым, но в техрегламентах и в стандартах это требование отсутствует. «Эта проблема ярко выражена, например, в поставках труб для ЖКХ. Трубы снимают с нефтепроводов, обжигают, и поставляют в ЖКХ, сопровождая документами об оценке соответствия, но выданных не в рамках нашей системы, а в добровольных сертификатах», – заявил Херсонцев.

Проблема в том, что приемщик должен иметь возможность доподлинно определить, получает он новый товар или нет. Закон разрешает привлекать экспертов. Но, во-первых, это дополнительные траты, дополнительная финансовая нагрузка, а во-вторых, сегодня сложно проверить компетентность экспертов. Поэтому в том числе требуется разработать сервис, с помощью которого заказчики смогут находить настоящих профессионалов, экспертов, чья квалификация официально подтверждена.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Для чего нужен стандарт ISO 27001?

 

Источник