Содержание

Что использовать в качестве запорной арматуры: вентиль или задвижку?Запорная арматура нужна для перекрытия потока в трубопроводе. С этой функцией успешно справляются задвижки, вентили, краны и дисковые затворы. Все перечисленные приборы имеют разную конструкцию, но выполняют одну задачу – останавливают движение в трубе. Какой же тип выбрать? В обзоре сравним промышленную арматуру: задвижки и вентили.

Конструкция

Возьмем 2 популярные модели:

  • задвижку 30с64нж;
  • и вентиль 15с65нж.

Отличаются они конструкцией затвора и формой корпуса. У задвижки затвор располагается перпендикулярно току рабочей среды. Таким же образом он и перемещается: вращательное движение маховика, через шпиндель, передается на клин.

У клапана (вентиля) затвор имеет форму золотника. В корпусе образовано седло. При вращении маховика золотник опускается в седло, перекрывая проток. Характер перемещения – параллельно движению среды. Поэтому внутренняя полость корпуса имеет поворот на 900. Но это влияет на строительную длину клапана – она почти в 2 раза больше, чем у задвижки аналогичного диаметра.

Внутренняя полость корпуса задвижки прямоточная, а клин полностью выведен из протока. Для обеспечения хода затвора, крышка вытянута вверх. Из-за этого строительная высота в 2 раза больше, чем у клапана.

Напротив, вентиль имеет сплюснутую форму корпуса, так как золотник расположен в рабочем пространстве. Благодаря этому достигается снижение строительной высоты. Для перекрытия прохода, штурвал клапана нужно вращать в 4 раза меньше, чем у задвижки такого же диаметра.

Принцип работы

Затвор обоих типов арматуры имеет уплотнение металл-по-металлу. Стальные уплотнительные поверхности золотника (клина), соприкасаясь со стальным седлом (кольцом), обеспечивают перекрытие протока с заданной герметичностью по ГОСТ 9544-2015.

У 30с64нж износ уплотнителей наступает быстрее за счет характера движения клина: он «входит» в выемку корпуса, где вмонтированы кольца. А вот у 15с65нж золотник «накладывается» поверх седла, что уменьшает износ от трения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Прокси: что это, их основное назначение, как они помогают в вопросах безопасности, для чего покупать крупным компаниям и обычным клиентам

Но увеличенный износ уплотнителей задвижки не означает, что этот тип арматуры уступает вентилю. Напротив, при комплектации трубопроводов больших диаметров от 250 мм и более, монтаж клапана не производится. Это обусловлено высоким гидравлическим сопротивлением внутри его корпуса, за счет наличия поворота среды в 900.

30с64нж имеет прямоточный корпус и выполнена в полнопроходном варианте, поэтому гидравлические потери сведены к минимуму. Такую арматуру устанавливают на трубы большого диаметра до 1200 мм.

Что выбрать

Все зависит от эксплуатационных показателей. Если рабочая среда имеет высокую степень примесей, нужна задвижка. У вентиля есть застойные зоны, в которых скопится грязь.

Если потеря давления в системе не допускается – выбирают задвижку. Если это не критично – подойдет вентиль, у которого короче ход затвора и меньше строительная высота.