Содержание
Запорная арматура нужна для перекрытия потока в трубопроводе. С этой функцией успешно справляются задвижки, вентили, краны и дисковые затворы. Все перечисленные приборы имеют разную конструкцию, но выполняют одну задачу – останавливают движение в трубе. Какой же тип выбрать? В обзоре сравним промышленную арматуру: задвижки и вентили.
Конструкция
Возьмем 2 популярные модели:
- задвижку 30с64нж;
- и вентиль 15с65нж.
Отличаются они конструкцией затвора и формой корпуса. У задвижки затвор располагается перпендикулярно току рабочей среды. Таким же образом он и перемещается: вращательное движение маховика, через шпиндель, передается на клин.
У клапана (вентиля) затвор имеет форму золотника. В корпусе образовано седло. При вращении маховика золотник опускается в седло, перекрывая проток. Характер перемещения – параллельно движению среды. Поэтому внутренняя полость корпуса имеет поворот на 900. Но это влияет на строительную длину клапана – она почти в 2 раза больше, чем у задвижки аналогичного диаметра.
Внутренняя полость корпуса задвижки прямоточная, а клин полностью выведен из протока. Для обеспечения хода затвора, крышка вытянута вверх. Из-за этого строительная высота в 2 раза больше, чем у клапана.
Напротив, вентиль имеет сплюснутую форму корпуса, так как золотник расположен в рабочем пространстве. Благодаря этому достигается снижение строительной высоты. Для перекрытия прохода, штурвал клапана нужно вращать в 4 раза меньше, чем у задвижки такого же диаметра.
Принцип работы
Затвор обоих типов арматуры имеет уплотнение металл-по-металлу. Стальные уплотнительные поверхности золотника (клина), соприкасаясь со стальным седлом (кольцом), обеспечивают перекрытие протока с заданной герметичностью по ГОСТ 9544-2015.
У 30с64нж износ уплотнителей наступает быстрее за счет характера движения клина: он «входит» в выемку корпуса, где вмонтированы кольца. А вот у 15с65нж золотник «накладывается» поверх седла, что уменьшает износ от трения.
Но увеличенный износ уплотнителей задвижки не означает, что этот тип арматуры уступает вентилю. Напротив, при комплектации трубопроводов больших диаметров от 250 мм и более, монтаж клапана не производится. Это обусловлено высоким гидравлическим сопротивлением внутри его корпуса, за счет наличия поворота среды в 900.
30с64нж имеет прямоточный корпус и выполнена в полнопроходном варианте, поэтому гидравлические потери сведены к минимуму. Такую арматуру устанавливают на трубы большого диаметра до 1200 мм.
Что выбрать
Все зависит от эксплуатационных показателей. Если рабочая среда имеет высокую степень примесей, нужна задвижка. У вентиля есть застойные зоны, в которых скопится грязь.
Если потеря давления в системе не допускается – выбирают задвижку. Если это не критично – подойдет вентиль, у которого короче ход затвора и меньше строительная высота.