Представляем вашему вниманию удивительную серию картин талантливого Александра Виноградова и его коллеги по художественному цеху Владимира Дубосарского. Большой проект получил название «За отвагу».
Главными персонажами серии холстов стали ветераны Великой Отечественной Войны. Героев можно увидеть на берегах реки. Каждая картина яркая, с насыщенными оттенками, точно переданы детали. Хорошо видно, как у пожилых ветеранов серебром покрылись волосы, но они улыбаются, радуются солнечным лучам, цветочным букетам в руках. А что же у них на сердце?
Какие у вас чувства возникают при просмотре этих картин?
Герои панорамы «Заотвагу» – предстают на фоне реки, похожей на ту, на берегах которой разворачивалась веселая вакханалия «Тотальной живописи». Но это не Волга русского березового рая, а холодный Стикс, отделяющий мир живых от царства забвения Аида.
И неважно, что картина празднования 9 мая выдержана в мажорных тонах. Счастливые улыбки, цветы, отглаженная форма, боевые награды – все это не может скрыть того, что День Победы клонится к закату, превращаясь в Тень Победы.
Солдаты, грудь каждого из которых украшает медаль «Заотвагу» (скромная на вид, но при этом особо ценная для фронтовиков, ведь давали ее только за личную храбрость и мужество в бою), – последний легион, почти скрывшийся за горизонтом ушедшего XX столетия.
Уже скоро их место займут новые ветераны совсем не «священных войн», а колониальных кампаний вроде афганской.
Несмотря на практически плакатную гладкость образ победы у Виноградова и Дубосарского диссонирует с четким и всецело поддерживаемым современной властью императивом патриотичности.
А сам проект является не столько попыткой запечатлеть для потомков последних, по выражению самых художников, «праведников земли русской», сколько комментарием к современной истории России, власть которой скорее спекулирует на истории, чем чтит ее.
Если для советских людей события 1941–1945 годов были метафизической «священной войной» (ведь возможная победа противника воспринималась как действительный «конец истории»), то для инженеров новой государственной идеологии это всего лишь набор фактов, имен и дат, из которого удобно складывать пафосные нарративы.
Тема войны, и прежде всего Отечественной войны, появилась в творчестве Виноградова и Дубосарского именно как реакция на официоз.
Еще в середине нулевых художники, по собственным словам, ощутили потребность высказаться на эту тему, отдав дань погибшим и выжившим в работе 2004 года «Памяти павших».
Скромный образ – непритязательные полевые цветы в вазах на застеленном клеенкой столе – стал эпиграфом к панорамному проекту «За отвагу». Виноградов и Дубосарский вернули нас к реальности.
Создав портретную галерею людей, в которых не было и нет ничего героического, – хрупких старушек, крепящихся, но уже согнутых грузом пережитого стариков, – художники напомнили о том, что победа была завоевана не сверхчеловеками, а далась сверхчеловеческим усилием обычных людей, которые отстояли жизнь, «смертию смерть поправ».
При этом Виноградов и Дубосарский взяли на себя смелость быть не только морализирующими, но и моральными художниками, актуализировав давно забытую максиму Дени Дидро о том, что художнику необходимы два качества: чувство нравственности и чувство перспективы. В нашем случае перспективы исторической.