Владимир Вишневский: Власть выдерживает тренд на бестактность

Sobesednik.ru поговорил с Владимиром Вишневским о том, каково быть поэтом в сегодняшней путинской России.

Его стихи уже разобраны на цитаты. Про него пишут: «Вишневский – это эпиграф». Даже многие политики после него заговорили чем-то вроде одностиший. 

«Извольте получить дубиной по голове»

– Владимир, российские чиновники уже точно могут составить вам конкуренцию. Владимир Путин порой почти однострочно выражается… 

– Ну, короткая хлесткая фраза – еще не одностишие… Но факт, что политдеятели часто переигрывают профессиональных сатириков. И тут самобытный русский человек Черномырдин, безусловно, остается вне конкуренции. Такое наследие оставил после себя! «Мы не можем никому делать в ущерб себе» – только он мог так сказать. Сейчас я пишу исследование, которое назвал «Велик, правдив, могуч, о, как мне дорог, Язык, в котором нету оговорок». Так вот, у Черномырдина все оговорки особые – они точно выражают нашу уникальную реальность. Если говорить о Путине, то у него свой алгоритм остроумия и, по-моему, бывают удачные экспромты. Например: «Зима была теплой, но это не должно нас расхолаживать». 

– Выражения у нашего президента порой какие-то дворовые. 

– «Замучаетесь пыль глотать» или «От мертвого осла уши» – в этом есть, как уже сформулировали эстеты-лингвисты, что-то «пацанское». Но чем и велик современный Русский – он дает исчерпывающе раскрыться любому человеку, статусно его представляет, а то и раздевает. И далеко не всему я готов аплодировать. Вспоминается и такое из тех же уст: «Извольте получить дубиной по голове» – в адрес носителей «либеральных бороденок», кому рекомендовано их сбрить, чтобы надеть каски… Увы, сегодня власть выдерживает тренд на бестактность. О своем вопросе чудом выжившим детям «Ну как поплавали?» детский омбудсмен, я уверен, и сам пожалел. А взять этот официальный термин – «возраст дожития»… Звучит как минимум печально. Или вот, из столичной ЧП-сводки: «Женщина умерла на фоне оказываемых ей медицинских мероприятий». Так вот и живем – умираем «на фоне оказываемых нам» благ. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Архитектура стиля «Ctrl+C /Ctrl+V»

Но чиновники далеко не глупы, они умело пользуются всей мощью, гибкостью русского языка, чтобы словно зомбировать население. Три года назад некто, похожий на министра труда и социальной защиты, – о, как он сказал: «Продление моратория не связано с дефицитом пенсионной системы, а направлено на усиление ее солидарного характера». Браво! Вот как надо объяснять, например, жене, где ты припозднился: «Я не изменял – мое отсутствие направлено на укрепление семьи!» 

«Пессимистом мне быть поздно»

– Вы недавно выпусти­ли книгу стихов «Любовь & Дружба. Деньги… Нет, любовь!..» А нужны ли сегодня книги, тем более поэзия, да еще в бумажном варианте?

– К этому можно относиться двояко – с разных колоколен: со стороны технологического прогресса и – нашей традиции, исповедуемой теми, кто еще в СССР привык к бумажным изданиям. Понятно, что электронные форматы современно-удобны, выгодны издателям и авторам бестселлеров. Но я считаю, что в ближайшее время России при ее все же культе печатного Слова – в традиционном переплете! – не грозит абсолютная победа электронного чтения. Понимаю, что вступаю в зону пафоса, но книга в нашей стране есть КНИГА, и для нас, авторов, то есть городских сумасшедших, издаться при жизни – это все еще удача. 

– Наверное, видите свою очередную книгу на прилавке и с гордостью понимаете: «Оставил след!» 

– Ну, ежедневно беспокоиться о том, какой ты след оставил… Не драматизируя и без кокетства признаю: да, я не выработал и наполовину свой потенциал, не проорался, а ведь для столького, наверное, был предназначен! В 90-е, когда только пиши и твори, тратил силы на то, чтобы распродать свои первые книги, но сделал это. 

Я расхищаемый автор. Вот недавно милая мне Ира Петровская материал о перепалке Урганта и Соловьева озаглавила моей строкой «Птицы высокого помета». Или один бизнесмен назвал свою книгу моим одностишием: «Я помню всех, кто не перезвонил». Правда, он вставил в строку – не без умысла – это ломающее ритм «когда-то». До судебной тяжбы не дошло – издательство передо мной извинилось материально. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Нонна Терентьева в фильме "Серебряное ревю"

– Не смущает, что часто называют автором только одностиший?..

– Порой даже бесит. Не устаю бороться с этой гримасой имиджа. Пошитого, впрочем, не без моего участия, чего там… Но ведь читатели знают и мои лирические стихи, именно они вошли в антологию «Строфы века». Я сейчас готовлю важную для меня книгу, биографическую – о родителях, детстве, моих корнях, где будет превалировать как раз проза. Назову кратко, отцовской фамилией – «Гехт». 

Я ведь специально ничего не изобретал, не просчитывал – осенило такой вот способностью фиксировать самодостаточные строки. При этом я никогда не представлял себя родоначальником жанра. У Карамзина есть: «Покойся, милый прах, до радостного утра!» Или у Брюсова: «О закрой свои бледные ноги». Просто так свезло, что создал тренд именно я, да, подсадил всю страну на однострочную поэзию – это еще и такая гимнастика ума. И это принесло некоторую небезызвестность. 

– Помню «Стихи из нулевых, 7-го года», где вы предсказали и победную Олимпиаду, и «крымнаш»… Там вы писали про разные года. Заканчиваете: «Я и сам к 16‑му году выйду и пойду на коду…» Звучит концовочка пессимистично…

–  Это особое стихотворение – оно в течение десятилетия как бы дописывало себя само. Этот год – всё, крайний. Пессимистом мне быть поздно, и хотя оптимизм – это не от большого ума, финал я все же «оптимизировал»: 

А там и 17-й год… 
неотвратимо…
А он уже – вот. 
А жизнь, она ведь то и дело, 
оказывается, пролетела. 
Давай с тобой продлим еще 
на год, 
вот Э Т О вот!

Источник