Постаматы – захват планетыПолучать интернет-заказы без очередей в пункте выдачи и контакта с курьером людям нравится всё больше и больше – число постаматов в России в 2021 году увеличилось с 18 тысяч в начале года до 27 тысяч в июле. При этом в июле 2020 насчитывалось около 15 тысяч автоматизированных почтовых терминалов – а значит, темпы роста рынка нарастают. По мнению финансовых аналитиков, рынок постаматов сейчас один из самых активных, хотя и молодой. В России устройства появились в 2010 году, в мире – в 2001.

Как всё начиналось

Впервые терминалы доставки установили в Германии. Проект в 2001 году разработала австрийская компания КЕВА AG – мастер решений в области автоматизации, заказ на разработку дала немецкая международная служба курьерской экспресс-доставки грузов DHL. Чтобы забрать посылку, требовалась регистрация и специальная карточка – смартфоны с идентификацией по СМС еще не вошли в обиход.

В 2006 году автоматизированные почтовые станции начали распространяться по заправкам и супермаркетам Европы, затем идею подхватили в Канаде, США, Эмиратах и Австралии. В ряде стран постаматами заинтересовалась государственная почтовая система, ими стали оборудовать почтовые отделения.

В Россию устройства пришли в ноябре 2010 года с логистической компанией PickPoint. Что примечательно, вслед за PickPoint интерес к постаматам проявили не службы доставки, а крупные компании в поисках нового сегмента рынка – Пятерочка, QIWI, Сбербанк.

Принцип работы постамата

Автоматизированная система выдачи отправлений – совокупность терминала управления и запирающихся ячеек железного шкафа. Модуль управления и хранения подобно https://www.dvkspb.ru/catalog/avtomaticheskie-kamery-khraneniya/ устанавливается на открытом пространстве или в помещении. Постаматы предназначены преимущественно для малогабаритных грузов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Когда ребёнок пошёл в туалет, то даже подумать не мог, что найдёт там в итоге. Учёные были в шоке…

Последовательность операций по выдаче:

  • владелец модуля закладывает товары в ячейки;
  • покупателю отправляется уведомление или письмо на электронную почту о доставке заказа с указанием параметров доступа к ячейке;
  • получатель на управляющем терминале модуля вводит параметры и получает доступ к грузу, при необходимости перед открытием ячейки через терминал производится оплата товара и доставки;
  • данные о факте получения владелец системы передает отправителю.

Перспективы развития

В России весьма бурно в игру вступили маркетплейсы – Яндекс Маркет установил около 1,5 тысячи постаматов, Ozon – 7,5 тысячи. Они создают сети для доставки заказов только со своих торговых площадок, не сдавая в аренду логистические мощности даже в случае их простоя.

Однако российский рынок лишь начинает насыщаться. Немцу, например, чтобы дойти пешком до ближайшего терминала, требуется не более 8-10 минут. К тому же в Европе уже есть устройства, которые работают не только на выдачу, но и на отправку корреспонденции и посылок. Тем не менее в планах DHL – дальнейшее расширение функционала автоматизированных почтовых терминалов, вплоть до продажи марок и видеосвязи с оператором почтового ведомства.