18 февраля исполняется 83 года Геннадию Гладкову. Корреспондент Sobesednik.ru поговорил с легендарным композитором.
Геннадий Игоревич Гладков – композитор, написавший музыку ко многим кинолентам. В фильмах «Убить дракона», «Формула любви», «Обыкновенное чудо» и других звучат его мелодии, которые мы знаем, любим и напеваем.
«Меня привел Ливанов»
– Геннадий Игоревич, ловлю себя на мысли, что если новые новогодние фильмы вспомнить еще могу, то мелодии, которые в них звучат – нет. Почему в кино больше нет музыкальных хитов?
– Это зависит от общего состояния, положения дел в стране. Посмотрите, по телевизору какие ужасы показывают, какие люди стали напряженные. Наметился общий спад культуры, и не так много композиторов готовят в консерваториях. Раньше кино было как другой мир, а сейчас это бизнес, важно, чтобы фильм собрал деньги, а коммерция душит. Я уже два года не могу осуществить планы из-за финансовых сложностей.
– После консерватории вы преподавали, писали музыку для театра. Как пришли в кино?
– В кинематограф я пришел с научно-популярных фильмов. Это сейчас делают только художественные.
– А разве вас не привел друг детства, наш Шерлок Холмс, Василий Ливанов?
– Это правда. Мы с ним знакомы еще со школы. Когда он заканчивал режиссерские курсы и выполнял дипломную работу, то попросил меня написать музыку к мультфильму «Самый, самый, самый, самый», и я с удовольствием это сделал.
– А потом были «Бременские музыканты». На ваш взгляд, в чем секрет их успеха?
– Я бы сказал, что тут все удачно совпало: ожидания зрителей и наши творческие устремления. Хотелось чего-то новенького, свежего, молодежного. В то время были очень популярны вокально-инструментальные ансамбли, а у нас их критиковали. И то, что вы слышите в мультфильме, приближено по составу к ВИА. Тогда хотели взять на озвучивание целый ансамбль, но не сложилось. Пришел Олег Анофриев и озвучил всех героев. Результат получился неожиданный и интересный.
«Часто приходилось подпевать и петь»
– Вы написали музыку ко многим фильмам Марка Захарова. Как вам с ним работалось?
– Он любил, чтобы сочиняли при нем, а это очень тяжело и не многие так могут. Я импровизировал, мне было легко это делать. Марк Захаров всегда знал, что ему нужно.
– Песню «Уно моменто», которую в «Формуле любви» исполняют Фарада и Абдулов, забыть невозможно. Это и смешно, и лирично. О чем она?
– В ней мелодраматический сюжет: девушка влюбляется в моряка. Захаров тогда сказал: «Придумай что-нибудь итальянское». Я сымпровизировал. Но кроме «уно моменто», по-итальянски ничего не знал. Захаров очень смеялся. Дальше песню дописали на итальянском. Возникла проблема, как написать автора текста песни в титрах. Написали: «слова Геннадия Гладкова и народные». На озвучивании мне еще пришлось и за Семена Фараду петь, чтобы было на него похоже. У него не очень получалось. Мне в фильмах часто приходилось подпевать и петь. В «Бременских музыкантах» я пою за короля.
– Вы присутствовали на съемках фильмов?
– Только на озвучивании. Присутствовал, когда снимали «Формулу любви». Сцена в загородном домике снималась в деревне. Вся деревня пришла смотреть! Саша Абдулов был такой талантливый и веселый. Мы все шутили. Но Саша был очень обаятельный, и ему за его обаяние многое списывалось.
«Миронов приходил слушать джаз»
– Спустя годы поддерживаете дружеские отношения с актерами?
– С Михаилом Боярским мы постоянно в контакте. Когда он приезжает в Москву, звонит мне и заходит. В больнице у меня был, когда я туда попал с инсультом. С Михаилом мы познакомились, когда я писал музыку для спектакля «Дульсинея Тобосская» – его ставили в Театре Ленсовета. Он играл главную роль Дон Кихота. Прекрасный был спектакль.
Какой в то время был подбор актеров! Андрей Миронов – разве такого актера найдешь?! Мы с ним работали по фильму «Человек с бульвара Капуцинов». Андрюша очень музыкальный был. Он часто выступал и однажды меня заманил, и я ему аккомпанировал в Ленинграде. Мы с ним дети центрального Петровского района, как родственники, как земляки, у нас много общих друзей. Он очень любил джаз, у меня же было много пластинок, он приходил и слушал.