По наблюдениям психологов, каждый второй школьник нуждается в целенаправленном умственном воспитании. Выводы делаются на основании результатов оценки уровня развития.
Критериями выступают следующие факторы:
- самостоятельность;
- умение ориентироваться в нестандартных ситуациях;
- способность отличать существенное от несущественного;
- контроль эмоций и поведения.
На первый взгляд кажется, что все довольно просто. На практике психологи сталкиваются с определенными трудностями. При проведении бесед и обследования, ребенок может себя плохо чувствовать, быть уставшим, не выспавшимся, что не позволяет сосредоточиться и дать ответ на все вопросы. Оценить уровень интеллекта мешает его лень, чувство неуверенности.
Поэтому на основании разового наблюдения сложно сделать правильное заключение.
Особенности
Интеллектуальные способности активно развиваются в первые семь лет жизни. Чтобы не допустить пробелов, родители должны выработать подходящие приемы познавательной деятельности для стимулирования мышления.
Особенности развития дошкольников разного возраста:
- 2-3 года: становление самосознания и формирование навыков самообслуживания.
- 4 года: образный характер мышления. Важно, чтобы умственный труд чередовался с физическим.
- 5 лет: внимание становится более устойчивым; преобладает познавательный процесс.
- 6 лет: психические процессы становятся произвольными. Детям нужно больше интеллектуальных игр, чтобы развивать умственные способности.
- 7 лет: дошкольник может контролировать эмоции, чувства. Поведение становится смысловым; утрачивается импульсивность.
Последние черты характера свидетельствуют о готовности ребенка к школе.
Для развития, улучшения умственных способностей детей можно использовать разные методы. Лучше, чтобы проходили в игровой форме. Эффективные методы — чтение литературы, творческая активность, счет. Если занятие подбирается по интересам ребенка, прогресс в интеллектуальном развитии будет заметен.
Дети, с которыми активно занимаются, лучше адаптируются к школе, новой обстановке, людям и быстрее привыкают к умственным нагрузкам.