Sobesednidnik.ru и узнал, почему фильм «Три тополя на Плющихе» мог навсегда остаться незаконченным.
В этом году исполняется 50 лет со дня выхода фильма «Три тополя на Плющихе», где Татьяна Доронина и Михаил Ефремов сыграли главных героев – Нюру и таксиста Сашу. История несостоявшейся любви, которая возникла у абсолютно чужих людей, до глубины души поразила зрителей всего СССР. Замечательный актерский дуэт Дорониной и Ефремова стал своеобразным символом 60-х, как и песня Александры Пахмутовой «Нежность», которую трогательно исполнила Майя Кристалинская. Эта кинолента до сих пор пользуется неизменным успехом как у старшего поколения, так и среди молодежи.
Борьба между чувствами и семейным долгом
Мелодрама «Три тополя на Плющихе» была снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Изначально фильм должен был называться, как и произведение. Однако Шаболовка немного смущала режиссера, потому что у советского человека ассоциировалась со знаменитой телебашней. Так как съемки фильма проходили рядом с Плющихой, то решили изменить название. Иначе это могло бы ввести зрителей в заблуждение.
Напомним, главная героиня Нюра на три дня приезжает в Москву из села, чтобы на рынке продать мясо. Она решила погостить у сестры своего мужа – Нины (Алевтина Румянцева). И чтобы добраться до ее дома на Плющихе, взяла такси. Это событие и стало отправной точкой к завязке весьма драматического сюжета. Нюра практически с первых минут запала в душу таксисту Саше. За то малое время, которое они провели вместе в поездке, он распознал в ней родственную душу. Часто бывает, что абсолютно чужие люди за мгновение могут стать самыми близкими на земле. И Саша понял, что Нюра – та, которую он искал всю жизнь. Самой героине он тоже был симпатичен. Саша пригласил ее в кино. Однако этой встрече не суждено было состояться… Женщину стали одолевать мучительные сомнения: пойти или не пойти. В ее душе разразилась борьба между чувствами и семейным долгом. Эта, казалось бы, ничем не примечательная встреча встрепенула ее женское начало. Она снова почувствовала себя той женщиной, которая может быть привлекательной. Ведь за долгие годы жизни со своим мужем и за постылой бытовой рутиной Нюра забыла истинное предназначение – любить и быть любимой. Когда чувства на миг ее одолели и она все-таки решилась пойти к нему, то не смогла открыть дверь в квартире. В итоге Нюра поняла, что долг превыше чувств, пусть даже самых прекрасных. Да и в советское время нельзя было поступить иначе, так как семейные ценности были на первом месте.
Доронина чуть не сорвала съемки
Мало кто знает, что поначалу не все актеры соглашались на съемки. Например, Вячеслав Шалевич, который сыграл Григория, мужа Нюры, не хотел снова появляться в конце фильма, так как его герой – отрицательный: черствый мужчина, который заставил свою жену одну ехать на рынок. Но Лиознова смогла его переубедить.
Татьяна Доронина согласилась после того, как увидела результаты фотопроб.
– Я увидела фотографии – они были очень живые, – говорила Доронина. – Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведенные глаза… А это надо делать.
Однако не весь съемочный процесс проходил так легко. Татьяна Доронина славилась своим строптивым характером. И Татьяна Лиознова была не промах. Лиознова как-то рассказала, что у них с Дорониной разгорелся нешуточный конфликт.
– Татьяна Доронина обладает невероятно мощным характером, – рассказывает друг Лиозновой, кинопродюсер Вячеслав Шмыров. – Лиознова чувствовала эту силу и боялась протестовать. В «Тополях» должна быть сцена, когда Нюра приезжает в Москву, выходит на перрон и ест мороженое. И когда приступили к съемке этого эпизода, то Доронина не захотела сниматься. Оказалось, что Татьяна Васильевна не любит мороженое. Тогда перед Лиозновой встал выбор: потерять либо режиссерский авторитет, либо Доронину. Так как она была сильной женщиной, то проявила мудрость и уступила артистке.
Лиознова считала Доронину актрисой, которая умеет точно выразить любое внутреннее состояние своей героини. Как ни крути, но кино требует, чтобы чувства были показаны «крупным планом». Неудавшиеся браки, в том числе с актером Олегом Басилашвили и драматургом Эдвардом Радзинским, позволили ей стать настоящей в любовных драмах.
Также музыка сумела раскрыть страдания женского сердца. Татьяна Лиознова признавалась, что она ее вдохновляет. Впоследствии этот прием стал визитной карточкой картин Лиозновой. Именно благодаря фильму песня Александры Пахмутовой «Нежность» стала хитом. И когда в финале Нюра приехала домой в село и услышала по радио эту композицию, то поняла, с чем она встретилась в Москве… Это была нежность.