Sobesednik.ru выяснил некоторые детали подготовки балета «Нуреев», вызывающего теперь бешеный ажиотаж.
9 и 10 декабря в Большом театре должна состояться премьера балета Кирилла Серебренникова «Нуреев». Беспрецедентная отмена балета в июле за три дня до премьеры вызвала скандал. Отмену, как известно, сопровождали усиление уголовного давления на Серебренникова (до его домашнего ареста оставалось полтора месяца), скандал вокруг фотографии голого Нуреева на заднике, вплетение в сюжет его личной жизни (отношения с датским танцовщиком Эриком Брюном). Поговаривали о звонке недовольного Мединского. Однако в Большом объяснили все проще: проблемами репетиционного характера, в том числе в хореографической части.
– О том, какие изменения внесет хореограф Юрий Посохов и будет ли вообще что-то меняться, сказать трудно: репетиции только начались, но руководство театра не планирует вмешиваться в процесс ни с какими цензурными ограничениями, – заверила «Собеседник» глава пресс-службы Большого Катерина Новикова.
Что касается фотографии обнаженного Нуреева, за которую, по слухам, Большой театр заплатил огромные деньги, она на заднике сцены останется. Но… не совсем та самая. Дело в том, что это была целая серия фотографий Нуреева, которые были сделаны в студии, и в спектакле изначально должна была быть использована та, где гениталии великого танцовщика не видны. Именно эта фотография использовалась и на всех репетициях и прогонах балета, кроме того самого, последнего прогона, который и был записан на видео.
Источники «Собеседника» заверили, что вывешивание одиозного фото было своего рода акцией протеста Серебренникова: режиссер распорядился поместить его на задник уже после того, как стало ясно, что спектакль не будет выпущен. Мало того, вопрос стоял так, что и в следующем сезоне (2017/2018) он не пойдет, в лучшем случае в 2019 году. «Это было импульсивное решение из серии «ну и гори оно все синим пламенем», – говорят в Большом. На декабрьской премьере будет фото, где обнажены только торс и бедра.
– А что касается мужского дуэта – то это спектакль о Нурееве, о его судьбе, такой, как она есть, включая и его ориентацию, и ничего тут переделать нельзя. Как бы и кто бы ни был против. И в спектакле ничего такого, что бы могло, как говорится, оскорбить чувства верующих, нет, – считает Катерина Новикова.
Еще один камень преткновения – сцена с «голым Нуреевым, танцующим на столе». На самом деле танцовщик, исполняющий партию Нуреева, танцует в стрингах телесного цвета. А мужской дуэт Нуреева и Эрика Брюна обещают решить элегантно.
– Это ведь не первый мужской дуэт, который есть в балете, вспомните хотя бы Ролана Пети, и вообще, мужские дуэты в балете встречаются очень часто. К дуэту Нуреева и Брюна очень трудно придраться, – резюмирует Новикова.
Накануне гендиректор театра Владимир Урин добился у следствия разрешения на встречу с Серебренниковым, чтобы получить от режиссера согласие на продолжение репетиционного процесса. Как говорят в пресс-службе, никаких изменений спектакля Урин и Серебренников также не обговаривали.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2017.