Гога-Золушок, манипулятор и просто редиска

С самого детства меня безумно раздражал фильм «Москва слезам не верит». То самое наше все советского и российского кинематографа, оскароносное пособие для одинокой женщины, обучающее нехитрому мастерству поиска геморроя, если жить стало слишком хорошо и спокойно.

Долгое время я ломала себе голову: за что? За что привередливые американские киноакадемики дали «Москве» Оскара, прокатив его конкурентов — творения Куросавы и Трюффо?

Ведь, по сути, ни психологического надрыва, который должен хотя бы в минимальном количестве наличествовать во всех фестивальных картинах, ни глубокой драмы человеческой, ни размаха съемочного, в «Москве слезам не верящей» не имеется.

Банальная история о не слишком умных, не слишком красивых, совсем-совсем среднестатистических гражданах. Да, среди этих героев есть та самая self made woman, мода на которых в то время еще не настала, но уже приближалась, и социальный заказ на успешную даму как раз был в ленте выполнен, но — частично.

А, кроме нее, кто в герои этой медлодрамы записан?

Гоша, он же Гога, от которого, как говорят, млели все советские женщины. Типа весь такой «настоящий мужчина», каждое свое действие сопровождающий глубокой рефлексией на тему «я-мужик».

А на деле бывший самым обыкновенным трамвайным хамом. Да-да, именно трамвайным хамом. Только во взрослой жизни поняла, что меня безумно раздражало в этом герое.

То, как по-хозяйски он лезет в шкафы на чужой кухне, не с разрешения хозяйки, нет, а вообще — лезет. То, как он не дает ей отдохнуть в выходной. То, как он вообще ведет себя на чужой территории, при этом постоянно ставя хозяйку этой территории ниже себя, вынуждая извиняться за то, что она вообще…она.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На этой картинке есть 16 кругов. Нет, это не шутка, а невероятная оптическая иллюзия!

Распространенный прием — сразу загнать бабу под лавку, чтобы она сидела и не вякала, каждое появление своего мужчины-благодетеля принимая, как манну небесную и радуясь тому, что он у нее есть.

Да что там радуясь — вознося хвалу, что он, такой весь «настоящий мужчина» явился на ее территорию, поселился в ее квартире, пользуется всем тем, что купила она, на заработанные самостоятельно финансы и… Не устает напоминать что он — мужчина.

Этакий жиголо, который постоянно холит и лелеет якобы мужское свое я, лишь бы не чувствовать себя тем, кем является на самом деле: слесарем.
Из-за гадкого своего нрава, из-за запоев или из-за недостатка мастерства этот слесарь никогда не станет даже мастером…

ЗолушОк, вытянувший счастливый билет в виде бабы, но получивший ее не в награду за доброту, а благодаря наглости своей и умению манипулировать. И которая так и будет потом всю свою жизнь приседать перед ним и извиняться, что оказалась успешнее «настоящего мужчины». Прямо не жизнь, а мечта…

Знаете, я поняла, почему американцы дали «Москве слезам не верящей» Оскара. Они любят истории про Золушек. Мужик-манипулятор прибрал к рукам тетку. В самом справедливом Советском Государстве. И этого мужика показывают как пример для подражания. Модерн!

Так и тянет спросить напоследок — кто-кто развалил в стране институт семьи, Запад или все-таки герои-Гоши?