Фильм «Лето» – черно-белый ответ «Ла-Ла Ленду»

Осторожно: впереди – спойлеры!

На фильм «Лето» Кирилла Серебренникова о дружбе Виктора Цоя с Майком Науменко и его женой многие наверняка пойдут из-за мощного антиPR, сопровождавшего выход картины на экраны. Тут вам и домашний арест режиссера, совпавший с монтажом фильма, и негативные отзывы  людей, ставших прототипами героев, о сценарии «Лета». После всех этих новостей ожидаешь увидеть нечто скандальное, наполненное драматизмом и эпатажем. Но нет! Посмотрев «Лето», я понял, что к картине не стоит относиться чересчур серьезно – это милый клип продолжительностью больше часа, снятый с большой любовью к культуре восьмидесятых.

Впрочем, зрители, сидевшие в зале, наверное, со мной не согласятся. Впервые за долгое время я услышал после сеанса аплодисменты, которых обычно удостаиваются глубокие артхаусные работы. А одна из зрительниц на последних рядах даже плакала. Плакать можно, наверное, из-за того, как похож на Цоя корейский актер, сыгравший главную роль. Сходство действительно есть. Да и голос, которым говорит актер, ни дать ни взять голос Цоя. Но если абстрагироваться от всего того, что в «Лете» может показаться серьезным, останется легкий и создающий приятное послевкусие фильм. В центре сюжета два музыканта. Один – юный, начинающий, непонятный, неизвестный, очень талантливый и похожий на Брюса Ли. Второй  – опытный, зрелый, известный, понятный большинству, возможно, чуть менее талантливый, но от этого не менее яркий.

 Фильм «Лето» – черно-белый ответ «Ла-Ла Ленду»

Более опытный начинает учить юношу вставлять в строчки песен слова «мама-мама», заставляет давать концерты и идти на компромиссы. Юноша всё мотает на ус, делает вид, что уважает старших, а сам, судя по его мимике и фразам, в глубине души понимает, что вскоре ученик превзойдет учителя. При этом юный гений как-то незаметно влюбляется в супругу своего наставника, а та, похоже, отвечает ему взаимностью. Всё это происходит на фоне черно-белого Ленинграда восьмидесятых с его телефонными автоматами, портвейном и Борисом Гребенщиковым, роль которого исполняет Никита Ефремов. Кстати, что удивительно, ни одна известная фамилия (насколько я помню) в фильме не звучит. Есть Витя, Майк и Боб. Но никто не говорит, что это Цой, Науменко и Гребенщиков. Время от времени в кадре появляется мужчина, похожий на Сергея «Африку» Бугаева, который смотрит прямо в камеру и после самых нереалистичных сцен заявляет зрителям, что «этого не было». А нереалистичных сцен хватает. Вот пассажиры троллейбуса, обычные советские люди, вдруг начинают петь песню Игги Попа The Passenger. Вот неформальная группа молодежи совместно с соседями по электричке распевает Psychokiller группы Talking heads. А потом девушки, похожие на ангелов, в подъезде Б.Г. хором исполняют Perfect day Лу Рида. Благодаря такой нарезке из неожиданно начинающихся и столь же быстро заканчивающихся стильных клипов «Лето» вызывает ассоциации с тем же «Ла-Ла Лендом» или любым другим легким, добрым и немного грустным  мюзиклом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Режиссер фильма про Соника пообещал исправить дизайн персонажа

В финале герои, похожие на Цоя и на Науменко, понимают, что пути у них в жизни разные, но опыт общения был интересный, и всё, в общем-то не зря – уж простите за спойлер. Характеры героев практически не раскрыты. Зритель понимает только, что Виктор – слегка надменный и поддающийся влиянию, а Майк – мудрый и сильный. Но глубокие образы «Лету» не нужны: это просто красивая видеозарисовка на тему восьмидесятых. Смотреть картину приятно, а еще приятнее о ней вспоминать. Рекомендую всем меломанам!

Источник