Версии происшествия с попавшим в суровую болтанку российским лайнером разнятся от допущения, что виноватых в происшествии, кроме прихотей атмосферы, нет, до разгильдяйства метеорологов и пилотов.
Почему инцидент на рейсе Москва-Бангкок было невозможно предотвратить

Инцидент на рейсе «главного российского бренда» Москва-Бангкок, когда в результате заурядной, в общем-то, тряски в небе 27 человек получили травмы, вызвал в целом единодушные комментарии у профессионального сообщества авиаторов.

Они утверждают, что пилоты «Аэрофлота» не виноваты: предсказать турбулентность ясного неба существующими техническими средствами невозможно, а пассажиры виноваты сами: ведь в начале любого рейса звучит стандартная фраза «В целях вашей безопасности мы советуем вам оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета».

Турбулентность среди ясного неба

Попадание в турбулентность ясного неба можно сравнить с попаданием колесом в яму на ночной дороге, объясняет командир Ту-154 Кирилл Кондратенко.

«Ни дорожную яму, ни воздушную предвидеть невозможно — нет таких приборов, хотя о необходимости их разработки говорят уже 30 лет. Но дело в том, что подобная неприятность в полете некритична для авиалайнера, хотя для не пристегнутых пассажиров попадание в такую воздушную „выбоину“ может закончиться неприятностями, как в данном случае», — сказал он «Ридусу».

Почему инцидент на рейсе Москва-Бангкок было невозможно предотвратить

Самолет в полете испытывает два вида воздушных потоков: ламинарный — именно он и удерживает тяжелую машину «на плаву», и турбулетный — который не обладает подъемной силой. В зависимости от силы турбулентности, самолет может испытывать либо тряску — когда между воздушными «ухабами» достаточно малое расстояние, чтобы самолет успел ощутимо провалиться, либо несколько секунд невесомости — если «яма» настолько велика, что самолет не может опереться крыльями на ее края, объясняет пилот основы аэродинамики.

«За всю мою практику самые глубокие воздушные ямы никогда не были глубже нескольких сотен метров. Поскольку самолет идет на эшелоне в 10−11 тысяч метров, упасть до земли он никак не может, его неминуемо подхватит ламинарный воздушный поток. Тем паче, лайнер не может развалиться на части — потому что выход из воздушной ямы — это не удар о более плотный воздух: самолет просто плавно ощущает подъемную силу. Но вот чтобы в состоянии невесомости поплавать по салону и затем упасть с высоты потолка, этих нескольких секунд вполне достаточно, что и произошло на рейсе в Бангкок», — говорит он.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Житель Приамурья обгорел, пытаясь вскрыть автогеном бочку с топливом

Именно такой прием используется при подготовке космонавтов, когда пилоты «тренажеров невесомости» нарочно делают горку и затем «скатываются» с нее с выключенными двигателями. Правда, в отличие от секунд при непредвиденных инцидентах, невесомость в таких тренировках удается удерживать до минуты.

Таким образом, травмированным при подлете к Таиланду пассажирам может послужить моральной компенсацией, что они хотя бы на несколько мгновений ощутили себя на орбите. Чтобы было о чем рассказывать детям и писать в соцсетях.

Почему инцидент на рейсе Москва-Бангкок было невозможно предотвратить

По законам физики

Авторы «пособия для аэрофобов» Flying With Confidence («Летать с уверенностью») психолог Патрисия Фурнесс-Смит и пилот British Airways Стив Оллрайт ставят на кон свою профессиональную репутацию, утверждая в 200-страничной книге, что турбулентность, какой бы сильной она ни была, не может привести к катастрофе.

«Лайнер точно так же не может упасть или развалиться из-за попадания в воздушную яму, как не может развалиться автомобиль, попав колесом в выбоину», клянутся авторы, очевидно, знакомые исключительно с выбоинами на британских дорогах.

«Турбулентность неприятна — в первую очередь именно тем, что непрофессионалу кажется, что самолет в любую секунду может начать сваливаться в штопор. Однако это произойти не может по самой физике полета аппарата тяжелее воздуха. Пилоты попавшего в турбулентность лайнера вообще относятся к этому философски: сидят и ждут, когда „яма“ закончится, потому что, во-первых, ничего иного они сделать не могут. Во-вторых, потому что любая турбулентность заканчивается с той же неизбежностью, с какой после ночи наступает день», — поэтизируют авторы.

Почему инцидент на рейсе Москва-Бангкок было невозможно предотвратить

Практически такую же картину описал командир «Боинга», летевшего в Бангкок, Александр Рузов.

«Вся эта перегрузка длилась секунд 15, и через 30 секунд благодаря грамотным действиям и бригады, и экипажа самолет вернули на нужную траекторию», — заявил он каналу НТВ.

Произошло нечто неописуемое?

Однако не все авиаэксперты согласны как с версиями экипажа «Аэрофлота», так и с теоретическими выкладками пилота British Airways.

Так, к числу скептиков относится военный метеоролог Евгений Тишковец, который в беседе с НСН отказался «переводить стрелки» на законы аэродинамики.

«Я посмотрел, что там творилось в верхних слоях тропосферы, никакой „турбулентности ясного неба“ и в помине не было. Это некое загадочное явление, которое непредсказуемое, невидимое, поэтому лётчики не были готовы и попали в такую ситуацию», — отметил эксперт.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Иваново сгорела избушка Бабы Яги

Экипаж должны были проинформировать о том, что их ждет впереди. Либо их проинформировали и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом, уверен он.

Источник