Содержание
Промышленный переворот с активным строительством железных дорог и фабрик начался в США в тридцатые годы XIX века. Высоким темпам способствовал вывезенный из Европы инвестиционный капитал и захват новых территорий. Уже к 1890 году страна стала одной из ведущих индустриальных держав планеты наряду с Великобританией и Германией.
В период роста индустриализации исследователями и конструкторами лидирующей тройки было сделано немало открытий, жизненно требующихся новой эпохе. В развитии инженерных систем важную роль сыграли изобретения в части запорной арматуры.
Первые патенты на задвижки — середина XIX века
Расцвет промышленности сопровождало строительство трубопроводов из чугуна, которые требовали регулярного обслуживания. Для этого американец Чарльз Пекхэм в 1839 году вмонтировал в чугунный корпус задвижку подобно шлюзовому устройству. Клиновидный затвор был цельнолитым и жестко опускался перпендикулярно потоку рабочей среды в момент закрытия.
Изобретение Пекхэма было запатентовано как «промышленная задвижка». Термин «клиновая задвижка» появился несколько позже в одном из патентов Германии, выданном в 1862 году.
Клиновые задвижки на чугунные трубопроводы больших диаметров времен конца XIX века имели внушительный вес. Для их управления посредством своеобразного редуктора требовались одновременные усилия нескольких рабочих. Однако вскоре пришло время стальной арматуры.
Качественный скачок в конструкции — начало XX века
На стыке веков осваивание месторождений нефти шло бешеными темпами, в этот период началась массовая транспортировка нефтепродуктов по трубопроводам. Нефть относится к агрессивным средам и способствует коррозии металлов, поэтому требования к техническим характеристикам арматуры ужесточились. Также встала проблема герметизации ввиду перманентного увеличения давления рабочих сред.
Прочностное решение нашлось на стыке химии и металлургии. Легирование стали различными добавками позволило получить качественно новые сплавы для арматуры, используемой в тяжелой промышленности. Высокое качество металлообработки и появившиеся эластомерные уплотнители обеспечили требуемый уровень герметизации.
Появились задвижки с упругим клином и высокогерметичные двухдисковые исполнения специально для стальных конструкций. Арматура нового поколения стала значительно легче и надежнее, хотя недорогие исполнения из высокопрочного чугуна вроде ttps://spb-antares.ru/collection/zadvizhki-klinovye-chugunnye с обрезиненным клином широко эксплуатируются в неагрессивных средах. Легко управлять арматурой позволяет электропривод.
Что примечательно, после упомянутых обновлений на протяжении сотни лет конструкция клиновой задвижки практически не менялась. Исследования ученых не прекращаются, но они направлены только на повышение герметичности уплотнения. Элегантно простая и функциональная клиновая задвижка не требует доработок.