"Первая ассоциация – с разрушением немцами Ясной Поляны". Что стало с Центром Рерихов

В центре Рерихов утверждают, что в музее, перешедшем под контроль государства, произошел настоящий разгром.

28 апреля 2017 года Международный центр Рерихов (МЦР) был опечатан, возле усадьбы Лопухиных, где он расположен, выстроилась охрана, и всем сотрудникам центра было указано на дверь. Помещения, художественная коллекция, архив Рерихов, оборудование и даже личные вещи коллектива Рериховского центра, имеющего статус общественной организации, были переданы на «ответственное хранение» Государственному музею Востока. 

Девять месяцев спустя, в январе, рериховцы в первый раз были допущены на территорию центра и пришли в шоковое состояние. 

– Мы увидели варварскую картину! – рассказал «Собеседнику» Павел Журавихин, заместитель директора МЦР. – Первая ассоциация – с разрушением немцами во время войны Ясной Поляны. Она тем более верна, так как Рерих и Толстой – сопоставимые величины для отечественной культуры. Везде разбитые витрины: все выломано, петли срезаны автогеном. Уникальные фризы ручной работы (декоративная деталь архитектуры) – вдрызг. Эскизы храмовой фрески Николая Рериха, разрушенной немцами во время войны, тоже изуродованы. Музей Востока отказывается подписывать опись вещей и акт передачи. «Это страх перед ответственностью. Мы же фиксируем в акте, что сломано, разодрано, что в наличии, а чего нет», – сказал адвокат Дмитрий Кравченко.

По словам Журавихина, каждая витрина была сделана в Европе по уникальному проекту специально для Центра Рерихов и стоила по миллиону рублей. Экспонаты XVII–XVIII веков, лежащие в этих витринах, разумеется, несопоставимо дороже. 

– Конечно, если бы нас пустили, мы бы открыли эти витрины во избежание порчи экспонатов, но в Музее Востока заявили, что справятся без нас, – рассказывает Журавихин. – Но без ключей открыть эти антивандальные и противоударные витрины невозможно. Тогда они решили спилить петли, но там система двойной защиты: если спилишь внешние, то внутренние петли все равно не дают открыть. Тогда эти витрины просто разбили на куски!

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Анне Калашниковой на Карибах снились котлеты

Не менее печальная ситуация, по словам Журавихина, сложилась и с личным имуществом рериховцев: компьютеры, например, они нашли сваленными на полу в мужском туалете. Сейфы взломаны, пропали документы, деньги и личные ценности некоторых сотрудников. 

– Я ничего не должен подписывать, – сказал «Собеседнику» зам. директора Музея Востока Тигран Мкртычев. – В законе ничего нет о составлении описи и о необходимости мне ее подписывать. Если говорить о витринах – они в нормальном состоянии, уже упакованы и готовы к вывозу. Витрины целые.

– А сейфы действительно были взломаны и что-то пропало?

– Я ничего по описи не принимал, никаких закрытых и открытых сейфов не видел. Когда нам все было передано на ответственное хранение, никакой деталировки и описи не было. Там могло быть что угодно. Я понятия не имею, взломаны ли сейфы и в каком они виде, у меня такое количество дел – вы даже представить себе не можете. Мы ничего не взламывали и не портили – я, по крайней мере, этого не знаю. 

Рериховцы намерены подавать иски в суд.

– Я не знаю, как они будут объяснять фактически преднамеренную порчу имущества, – заключил в разговоре с «Собеседником» Павел Журавихин.

Комментарий

Член Совета по правам человека Илья Шаблинский: 

– У нас культ силы. Если ваша собственность нравится кому-то влиятельному, то для него не проблема ее у вас отнять. Суды просто оформляют решения исполнительной власти. Но чтобы так вот лишали собственности общественную организацию – такого у нас еще не было. Когда мы писали письмо Кириенко, то полагали, что он позвонит Мединскому и скажет: «Ну чего ты! Люди же ходят в этот музей, почему тебе обязательно надо его отнять и отдать Музею Востока?» Но, видимо, Мединский более влиятельный человек, чем можно было думать.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  "Полет пули" из Донбасса в Москву, или Одного поля ягоды

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №05-2018 под заголовком «В Музее Рерихов появилась варварская картина».

Источник