Что это было: загадка тунгусского метеорита

Падение «тунгусского метеорита» до сих пор является загадкой для нескольких поколений учёных, которые спорят, чем был этот объект: метеоритом, астероидом или кометой. Последние открытия итальянских и российских исследователей внесли ясность в теорию метеоритного взрыва.

В качестве подтверждения итальянский учёный Лука Гасперини рассматривает в качестве остатков метеоритного кратера озеро Чеко, которое не упоминалось на картах Сибири, начиная с царских времён. Анализ береговых отложений показал, что они приходятся как раз на начало ХХ века, когда и произошёл взрыв (30 июня 1908 года). Более того, обнаруженные на дне озера каменистые отложения похожи на остатки метеорита.

Это открытие дополняет выводы первого исследователя тунгусского метеорита, советского минералога Леонида Кулика. По итогам трёх экспедиций 1928, 1930 и 1938 годов он заключил, что метеорит взорвался перед касанием Земли. Гасперини считает, что в атмосферу вошли два небесных тела: одно из них взорвалось около 8 км над поверхностью Земли, а другое разбилось, образовав кратер – озеро Чеко.

Фото: wikipedia.org — Vokrug Sveta/Общественное достояние

Однако последние исследования Русского географического общества в Сибири опровергли выводы итальянцев о кратерном происхождении этого озера. Отложения из самой глубокой части озера, более 50 метров ниже поверхности, датируются 280 лет назад. Это значит, что озеро старше, чем «тунгусский метеорит», и не является его кратером.

Дальнейшие исследования 60-х годов опровергли метеоритное происхождение тунгусского объекта. Большое количество частиц металла и силиката в эпицентре взрыва указало на то, что это был не метеорит, а остатки кометы, размером 60 метров и весом 60 тонн. Обнаруженные в 1990 году капли смолы в стволах хвойных деревьев на площади падения тунгусского метеорита позволили уточнить, что это был гибрид астероида и кометы. Однако кометная смесь льда и пыли не достаточна, чтобы взывать взрыв такой силы, как у «тунгусского метеорита».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Компания Aston Martin выпустит две модели Lagonda к 2023 году

Фото: wikipedia.org — Евгений Леонидович Кринов/Общественное достояние

Взрыв огненного шара на реке Подкаменная Тунгуска спровоцировал сейсмическую волну по всему земному шару. Взрыв пыли образовал шлейф, который поднялся на 20 километров в высоту, воспламенив более 60 миллионов деревьев на площади более 2 тыс. квадратных километров. Сейсмографы они оценили его величину от 4,5 до 5 баллов по шкале Рихтера. Относительно бомбы Хиросимы он был больше в 185 раз.

Таким образом, происхождение «тунгусского метеорита» до сих пор не установлено. Для одних ученых отсутствие ударного кратера не совместимо с астероидом или метеоритом. Другие учёные считают недостаточной мощность кометы разрушительного эффекта «тунгусского метеорита». Однако его космическое происхождение неоспоримо. Это подтверждают изменения, произошедшие в местной природе: мутации у насекомых, десятикратный рост местной фауны, а также наличие в ней мышьяка, йода, брома, цинка и теллура.