28 декабря прошлого года на широкие экраны в России вышел фильм "Движение вверх" режиссера Антона Мегердичева, повествующий о триумфальных "трех секундах" — историческом выигрыше сборной СССР по баскетболу в финале Олимпиады 1972 года в Мюнхене.
Согласно последним данным, в период с минувшего четверга по воскресенье картина собрала в прокате 668,7 млн рублей. Всего же с начала показа фильм собрал 1,24 млрд, что примерно на 30 миллионов больше, чем собрал "Викинг" за те же 11 дней проката. Судя по всему, это не предел, и "Движение вверх" имеет все шансы стать самым кассовым фильмом в истории российского кинематографа.
Однако вместе с позитивными отзывами зрителей, в СМИ звучит и бурная критика в адрес картины, снятой студией "ТРИТЭ", возглавляемой режиссером и продюсером Никитой Михалковым.
Как писал "День Онлайн", ранее вдовы советских баскетболистов подали в суд на режиссера фильма, посчитав, что он некорректно использовал сведения о баскетбольной сборной Советского Союза.
Сейчас идет такая массированная реклама этого фильма. Вчера только по "России 24" видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше», —
заявила Александра Овчинникова, вдова баскетболиста Александра Белова.
С более резкой критикой в адрес картины выступил блогер Сергей Ляпунов, опубликовавший в своем Facebook пост, в котором детально описал причины своего недовольства.
Автор начинает свою публикацию информацией о том, что "в 1972-ом — году 50-летия СССР — стране позарез нужны были победы".
Полвека безумного коммунистического эксперимента требовали какого-то оправдания. Хоть тушкой, хоть чучелом, но показать свое превосходство", —
пишет Ляпунов.
По его словам, в тот период экономическая реформа Косыгина в стране "безнадежно буксовала, а до шального подскока нефтяных цен оставалось еще больше года".
Высадившийся на Луну Джон Янг поставил победную точку в космической лунной гонке, которую СССР вчистую проиграл американцам. Небывалая засуха, страшные лесные пожары в Подмосковье и запоздалые действия властей унесли тем летом более сотни жизней в двух десятках сгоревших населенных пунктов. В общем, куда ни кинь — всюду клин", —
отмечает он.
В этой связи, как пишет блогер, советские власти решили одолеть канадцев в хоккее и американцев в баскетболе.
Те победы 1972-го года стали гимном советскому спорту (правда, хоккейную суперсерию-72 наши в итоге слили у себя дома, а баскетбольная виктория получилась весьма скандальной, ну и будем до конца честны: наши тогда одолели, по сути, студенческую сборную США, а не лидеров НБА). И так уж вышло, что гордиться с той поры нам особо нечем. Вот и горланим мы по сей день гимн спортивным победам тех времен",
пишет автор.
В этой связи Сергей Ляпунов как следует "прошелся" по семье Михалковых, которые, по его словам, являются мастерами писать гимны "за государственный счет".
"Через силу" посмотрев фильм "Движение вверх", публицист обнаружил множество исторических несоответствий. В частности он указывает, что баскетболист-литовец сборной СССР Модестас Паулаускас, "якобы люто ненавидящий совок", по фильму планирует побег прямо перед финалом Олимпиады и передумывает "буквально в дверях иностранного посольства", тогда как на самом деле Паулаускас являлся капитаном советской сборной, был ей фанатично предан и являлся кавалером двух орденов "Знак почета", а его прощальный матч в 1976-ом году был организован властью "с особыми почестями".
Изображенный в фильме ярым русофобом, этот замечательный человек до сих пор дважды в неделю ездит из Литвы в российский городок Краснознаменск недалеко от границы, где занимается с местными мальчишками. На недоуменные вопросы "К чему этот альтруизм?" Паулаускас отвечает: "Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать русским ребятам"", —
подчеркивает Ляпунов.
Модестас Паулаускас
Показанный в фильме тренер Владимир Гаранжин представлен полной противоположностью легендарному наставнику советской сборной и ленинградского "Спартака" Владимиру Кондрашину.
Контраст настолько разительный, что по рекомендации хорошо знавших Кондрашина людей и во избежание судебных исков от родственников фамилию тренера в фильме пришлось изменить", —
написал автор поста.
Иван Едешко и Владимир Кондрашин
Также он называет "феерической чушью" момент, в котором делегация СССР "судорожно ищет повод отказаться от финала со сборной США".
Вот то наши, то американцы смачно засаживают данк за данком (эффектный бросок сквозь кольцо сверху вниз), хотя ни одного данка в том финале не было и быть не могло (наши тогда считали такие броски неуважением к сопернику, а в лиге, которую представляли американцы, данки в то время и вовсе были запрещены). В довершение, по привычке, накосячили с женской сборной, которая показана в Мюнхене-72, хотя женский баскетбол включили в программу олимпиад лишь через четыре года", —
пишет он.
Но блогер готов закрыть глаза на эти киноляпы. Однако по его мнению создателям фильма нельзя простить то, как "их красивая сказочка катком надругательства прошлась по памяти ушедших спортивных кумиров и выхлопом пренебрежения — по чувствам их ныне живущих близких".
К примеру, в фильме сын скончавшегося в 1999-ом году тренера Кондрашина показан мальчиком в инвалидной коляске, который якобы срочно нуждается в операции на Западе, однако его отец отдает все валютные накопления на лечение своего спортсмена-любимца. В действительности, по словам Ляпунова, у Кондрашина есть сын Юрий, страдающий ДЦП, но в 1972-ом он уже достиг совершеннолетия, поэтому "выдумка со срочной операцией по меньшей мере лжива и бестактна".
Кроме того, в "Движении вверх" триумфатор той самой Олимпиады и того финала Александр Белов был показан смертельно больным уже перед Играми-1972, но на самом деле серьезные проблемы со здоровьем начались у него лишь после того, как в 1977-ом году "благодарная" Родина лишила его мест в сборной и ленинградском "Спартаке", звания заслуженный мастер спорта (змс) и даже стипендии в вузе".
И всё это из-за нелепой попытки пронести через таможню иконы по просьбе другого спартаковца — Владимира Арзамаскова. Отлучение от баскетбола нанесло эмоциональному спортсмену сильнейший удар, человек буквально сломался и уже через год умер в возрасте 26 лет", —
констатирует блогер, напоминая, что в картине "Саша Белов якобы жертвует здоровьем ради победы своей страны".
По мнению Ляпунова переворот исторической правды " с ног на голову" является верхом цинизма со стороны создателей фильма.
Александр Белов
Говоря о судьбе той знаменитой баскетбольной сборной в целом, Ляпунов пишет, что "советская Родина-мать бездушно растоптала каждого третьего баскетболиста той сборной".
Помимо Александра Белова, это Алжан Жармухамедов, который через год после Олимпиады за таможенные нарушения был лишен звания змс, Иван Дворный, который за аналогичный проступок и вовсе получил три года лагерей, и Михаил Коркия, отмотавший срок за незаконное предпринимательство. Жизнь в совке вообще основательно потрепала наших чемпионов. Из двенадцати игроков мюнхенской сборной СССР по баскетболу живы сегодня только четверо (из двенадцати американцев живы одиннадцать)", —
подчеркивает блогер.
Легендарная сборная СССР по баскетболу, победившая на Олимпиаде 1972 года // Фото: ТАСС
Вот где истинная спортивная драма, вот о чем кино-то снимать надо и гимны писать. Только делать это предстоит не потомственному бесогону, а людям порядочным и совестливым", —
подытоживает автор поста.
Многие интернет-пользователи, для которых приведенные блогером факты, во многом стали откровением, солидарны с подобным мнением.
Вообще-то, фильм зрелищный, ничего не скажешь. И детям моим понравился. Мне даже жаль стало, что я слишком глубоко в теме: знания умножают печали((
Спасибо! Со знанием дела. Сам не в теме, но очень интересно. И печально все это.
Самым четким образом все разложено по полочкам! А с бесогоном вообще в яблочко! Ну надо же самого себя так назвать! Это насколько ненормальным надо быть!
пишут посмотревшие фильм зрители в комментариях.
Отметим, что озвученные блогером сведения подтверждает в своей публикации и газета "Комсомольская правда", назвавшая тот финал одним из самых драматичных в истории.
Как пишут журналисты, сразу после окончания поединка должно было состояться награждение, а американская сборная подала протест на судейство и отказалась выйти за медалями. В итоге торжественное вручение медалей перенесли на другой день, но сборная США все равно отказалась участвовать в закрытии Игр, уехав практически в полном составе домой.
Награды американской сборной до сих пор находятся в хранилище одного из банков Швейцарии, и раз в четыре года оставшиеся 10 из 11 игроков сборной США получают письма от генсека МОК с предложением забрать медали, а ушедший из жизни игрок американской команды Кевин Джойс перед смертью оставил завещание, где категорически запретил потомкам забирать эту серебряную медаль.
Также "Комсомолка" пишет про негативное отношение к фильму со стороны Александры Овчинниковой и вдовы Владимира Кондрашина. Газета называет "мелодраматической выдумкой" сюжетные линии с болезнью Белова, операцией сына Кондрашина и "антисоветский настрой" Модестаса Паулаускаса.
Издание отмечает также, что после своей победы советские баскетболисты не получили особых почестей у себя на родине. К тому же газета описывает "показательную травлю" участников того легендарного матча.
Так, после двухмесячного коммерческого турне в статусе чемпионов Олимпиады, на котором хорошо заработал Спорткомитет СССР, во время досмотра в Шереметьево таможенники обнаружили нарушения сразу у четырех игроков сборной.
В результате перечисленные выше блогером спортсмены Алжан Жармухамедов, Александр Белов, Михаил Коркия и Иван Дворный "стали фигурантами разгромной статьи в "Правде" и были пожизненно дисквалифицированы Федерацией баскетбола СССР. При этом первых трех удалось отбить Министерством обороны (ЦСКА), руководством Ленинграда ("Спартак") и МВД ("Динамо", Тбилиси), а игравший за свердловский "Уралмаш" Дворный получил три года лишения свободы, полтора из которых он провел за решеткой до условно-досрочного освобождения.