Возникновение и эволюция глянцевых журналов. Уцелеют или уйдут в цифру?Сленговое «глянец» о периодическом печатном издании имеет прямое и переносное значение. В переносном смысле это «не вполне естественный лоск, идеальность образа, шик», о чем бы ни велась речь в статье – новая тушь или тест-драйв машины. В прямом значении глянец означает лакированную либо ламинированную бумагу. Впрочем, подобным качеством типографской печати стоящие у истоков журналы о моде и стиле жизни похвастать не могли.

Родина возникновения – Франция

Родоначальником глянца считается французский журнал «Галантный Меркурий», который основал литератор Жан Донно де Визе под личным контролем «короля-солнце» Людовика XIV. Первый номер был напечатан в 1672 году в Лионе, с 1677 года издание для знати с подачи монарха стало ежемесячным.

Разделы «Галантного Меркурия» – светская хроника, полемика о литературных новинках, обзоры мод с картинками, подробным описанием одежды и указаниями, когда её подобает носить. Гравюры для журнала рисовали именитые художники, в их числе Пьер Боннар и Абрахам Босс.

С 1778 года в Париже начал выходить модный журнал «Галерея моды», коллекция номеров которого содержит самую полную в мире подборку костюмов эпохи 18 столетия.

В Европе начали перенимать французский опыт и выпускать «модные листки». В Америке Harper’s Bazaar выпускают с 1867 года, Cosmopolitan стартовал в 1886, Vogue – в 1892. Однако возможности массового тиражирования в тот период ещё не было.

20 век – «золотой век» глянца

Издавать периодические издания внушительными тиражами стало возможным в силу двух изобретений:

  • автотипия от германского гравера Георга Майзенбаха в 1882 году, позволяющая печатать полутоновые фотографии;
  • офсетная печать, которую Айра Рубель запатентовал в 1904 году.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  «Помогите, за мной гонится белочка!» В полицейский участок поступил очень странный вызов

В первой половине двадцатого века глянец набирает обороты. В мире мощно развивается фотоискусство, и в 1932 году на обложке Vоgue появляется революционная для тех времен цветная фотография. С сороковых это становится нормой, иллюстрации начинают пропадать. Качество полиграфии улучшается и журналы постепенно обретают глянцевый лоск постановочных фотосессий.

Ракурс решает всё

Во второй половине 20 века главная тенденция индустрии глянца – перенос смыслового акцента на фотографию. Фотография признается независимой единицей, её размер увеличивается, порою одна композиция занимает весь разворот. Эта тенденция главенствует и сейчас, талантливый фотограф – «серый кардинал» модного журнала.

Впрочем, печатные тиражи издания зависят не только от общей концепции, креативности редактора, стилистики журналистов и таланта фотографов. Так как часть подписчиков в 21 веке предпочитают получать журнал в цифровом виде, то «цепляющихся за бумагу» печатные типографские версии подобно https://print24.su/magazines обязательно должны радовать качеством полиграфии. Удовольствие визуальное и тактильное – то, что ожидает искушенный читатель, который не хочет переходить на цифру.