Содержание

Сертификация продукции представляет собой документальное подтверждение соответствия свойств конкретного товара установленным требованиям и нормам. Наличие сертификата соответствия – это гарантия высокого качества, экологичности и безопасности продукции, поэтому документы, подтверждающие прохождение сертификации, очень важны для производства и дальнейшей реализации продукции. Кроме этого, сертификация продукции – важный инструмент на конкурентном рынке.

сертификация продукции

Если продукт имеет сертификат, это означает, что производитель придерживается технологии и стандартов, которые регламентируют выпуск товаров. Наличие сертификационной документации – это залог уверенности потребителей в качестве покупаемых товаров, а также весомое преимущество для производителя на рынке.

Виды сертификации продукции

виды сертификации продукции

Сертификация продукции может быть нескольких видов:

  1. Обязательная сертификация – это процедура, которая регламентируется специальными нормативными актами. Она не зависит от инициативы производителя или реализатора товара. Обязательной сертификации подлежат товары, к которым предъявляются повышенные требования в отношении качества, состава и свойств. К данной категории относится к примеру, детское питание, а также товары, которые могут нести потенциальную угрозу для здоровья или жизни.
  2. Добровольная сертификация – это сертификация, которая проводится на добровольной основе, по желанию производителя или реализатора продукции. Ее цель заключается в подтверждении качества товаров, а также получении преимуществ по сравнению с аналогичными товарами других производителей.
  3. Сертфиикация по ГОСТ Р, ТР ТС, ТР ЕАЭС стандартам – процедура, которая проводится по требованиям конкретного региона, имеющего свою специфику и законодательную базу в этом вопросе.

Обязательная и добровольная сертификация – это не взаимозаменяемые процедуры, потому как процесс их проведения не является идентичным. Периодически изменяющаяся законодательная база может вносить в перечень новые виды товаров, которые подлежат обязательной сертификации. В этом случае обязательная сертификация должна быть проведена, даже не смотря на то, что товар уже имеет документы о прохождении добровольной сертификации.

Стандарты сертификации

Сертификация осуществляется на основе определенных стандартов:

  • соответствие ГОСТ Р – регламент, действующий в пределах территории РФ;
  • ТР ТС (Технический Регламент Таможенного Союза) – регламент, действие которого распространяется на страны Таможенного союза;
  • соответствие ТР ЕАЭС — нормативные документы, действующие в странах Евразийского союза;
  • международный стандарт ISO;
  • соответствие другим регламентам, действие которых распространяется на те страны, в которых осуществляется производство, экспорт/импорт и реализация продукции.

Объект проверки

Документ, который выдается по результатам прохождения сертификации, может распространяться, как на один товар, так и на целую серию (партию). Во время сертификации указывается количество единиц выпущенной продукции. Каждая последующая партия должна регламентироваться отдельно. Если процедура распространяется на целую серию, количество единиц продукции не учитывается.

Любой документ, который выдается по итогам проверки, имеет свой срок действия, по истечению которого необходима следующая сертификация. Данный процесс проходит с учетом особенностей конкретной продукции, а также страны, в которой он будет реализовываться.

Необходимость сертификации

Основная цель сертификации – это увеличение качества товара, а также повышение его популярности среди потребителей. Такая проверка продукции широко применяется в странах ЕС, ЕАЭС, а также на территории Российской Федерации.

В рамках предприятия сертификация дает возможность свободно конкурировать на внутреннем и внешнем рынке с другими производителями аналогичных изделий.

Если говорить о масштабах страны, эта процедура позволяет повышать общий уровень экономики и конкурировать с иностранными товарами, формируя максимально благоприятные условия для интеграции в мировую экономику.

Какая продукция подлежит обязательной сертификации

В зависимости от действующей законодательной базы есть перечень товаров, которые должны строго отвечать установленным показателям качества, безопасности и экологичности. Уточнить этот перечень товаров, а также особенности проведения процедуры сертификации можно в компании, которая специализируется на предоставлении подобных услуг. Для получения детальной информации стоит обратиться к специалистам.

Порядок проведения сертификации товаров

Процесс проведения сертификации будет зависеть от целей заказчика и типа процедуры. В большинстве случаев сертификация включает в себя несколько следующих этапов:

  1. Оформление заявки. На этом этапе заказчик выбирает , соответствующий центр, записывается на консультацию и подготавливает пакет необходимых документов для подачи заявления. Если есть квалифицированная электронная подпись, этот этап может быть пройден в режиме онлайн.
  2. Рассмотрение заявки. Специалист изучает заявку и документацию, которую предоставил заказчик. Центр устанавливает соответствие поданных документов установленным нормам и требованиям в отношении качества и безопасности продукции. Если все в порядке, заказчик составляет с представителем компании договор обслуживания.
  3. Подписание договора. Заказчик и представитель обслуживающей компании подписывают договор, документально подтверждающий оказание услуг.
  4. Обозначение сроков проведения работ, а также место проведения сертификации и ее вид.
  5. Составление и подписание сметы.
  6. Проведение испытаний и исследование свойств и характеристик продукции.
  7. Определение места проведения проверки, с учетом особенностей продукции или конкретной партии.
  8. Отбор образцов продукции.
  9. Детальное изучение свойств товара и проверка на соответствие заявленным параметрам.
  10. Исследование условий и процесса изготовления продукции (в случае серийного производства товаров).
  11. Принятие решения о соответствии продукции заявленным характеристикам и требованиям со стороны законодательства.
  12. Если результат проверки положительный – принимается решение о выдаче сертификата.
  13. Оформление и выдача документа – при успешном прохождении испытаний, заказчик получает сертификат соответствия.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Невероятно точный гороскоп на удачу для всех знаков зодиака!

По данной схеме можно получить представление о процедуре проверки товара и получении сертификата соответствия по итогам испытаний. Эта схема может корректироваться с учетом целей сертификации. Итоговый алгоритм проверки формируется на основе требований и характеристик сертифицируемых товаров, а также изменений требований в действующей законодательной базе.

Нужные документы

Для оформления сертификата соответствия необходимо собрать определенный пакет документов. Он формируется с учетом целей проведения проверки и установленного регламента. В процессе прохождения процедуры сертификационный центр может потребовать предоставление дополнительных документов.

В стандартный пакет документов входят следующие:

  1. Заявление. Заказчик должен оформить заявку, в которой будет обращение к специалисту сертификационного центра о предоставлении соответствующей услуги. Заявку может подать диллер, если производителем товара является иностранная компания.
  2. Информация о заказчике (компании-заявителе). Здесь необходимо указать документы о регистрации, о постановке на учет в ФНС Российской Федерации, а также подать уставные и другие документы.
  3. Информация о продукции. Сертификационный центр должен получить документальное описание свойств и характеристик товара. В качестве такой документации может выступать технический паспорт, этикетка на упаковке продукции, инструкция по эксплуатации и т.д.
  4. Перечень нормативно-правовых документов, которые распространяются на продукцию. Специалистам, которые будут проводить сертификацию, необходимы документы, подтверждающие качество тестируемых товаров. В это список могут входить подтверждающие документы, действующие на территории РФ, ЕС или ЕАЭС., а также на территории тех стран, в которых планируется реализация данного товара. Важно, чтобы документы были действительными на момент их передачи сертификационному центру.
  5. Документы о прошлых испытаниях (при наличии таковых). Если в прошлом заказчик обращался в сертификационные центры и получил соответствующие документы, их необходимо предоставить для проведения текущей проверки.
  6. Заявка.

Данный список может корректироваться с учетом пожеланий заказчика или по требованию специалистов, проводящих проверку продукции.

Действительность сертификата соответствия

Период действия документов об успешно пройденной сертификации определенного товара или партии имеет временные ограничения. Сертификат, который оформляется на серию, выдается сроком действия до 12 месяцев (для зарубежных производителей) и на срок 36 месяцев (для российских компаний). Если срок действия документа истек, остатки серии можно реализовывать, а выпуск нового товара возможен только после прохождения повторной проверки.

Повторная сертификация

Процедура проводится после окончания действия предыдущего сертификата. Она нужна для того, чтобы производитель имел возможность продолжать выпуск товара. Реализация выпущенного ранее товара возможна при наличии документального подтверждения прохождения сертификации в прошлом.

Повторная сертификация для конкретной группы товаров полностью аналогична первичной. Наличие предыдущих сертификатов не дает никаких льгот. Исключение составляет смена в законодательной базе, которая регулирует уровень качества, безопасности и экологичности тестируемой продукции.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  10 секретов, которые скрывают от вас турагенты

Достоинства сертификации

Для покупателя наличие сертификата – это гарантия качества товара. Для страны – это обеспечение экономического роста, который достигается повышением качества продукции и уровня лояльности потребителей.

Предприятие получает также ряд весомых преимуществ, если реализует сертифицированную продукцию:

  1. Получение возможности участия в различных выгодных мероприятиях – тендерах, выставках и конкурсах. Так, компания может привлечь к себе внимание и расширить целевую аудиторию.
  2. Гарантия улучшения позиций на конкурентном рынке. Это дает возможность повысить имидж и репутацию компании.
  3. Наличие сертификата соответствия – это прекрасный повод, который повышает степень доверия к предприятию и заявляет о компании лучше любой рекламы.
  4. Формирование позитивного имиджа продукции. Сертифицированный товар всегда быстрее продается. Качество и безопасность такой продукции строго регламентируется контролирующими органами. Если стандарты нарушаются, производитель гарантированно понесет ответственность. Таким образом, покупатель может рассчитывать на возмещение ущерба в случае обнаружения несоответствия свойств и характеристик товара указанным в сертификате.
  5. Обеспечение положительной репутации для компании-производителя. Все товары, которые имеют сертификаты соответствия, автоматически становятся популярными и востребованными среди потребителей.
  6. Сертифицированная продукция предприятия – это дополнительные шансы привлечения инвестиций бизнес-партнеров. Кроме этого, у компании улучшаются отношения с инвесторами и банковскими организациями.
  7. Увеличение шансов на оперативное кредитование.
  8. Повышение шансов на успешный выход на международный рынок. Сертификация позволяет российским производителям успешно конкурировать с иностранными компаниями, которые производят подобные товары.
  9. Возможность создания максимально продуктивного взаимодействия компании с органами контроля. Оформление сертификатов – это гарантия регулярного контроля со стороны сертификационных центров. Этот факт снижает интерес других контролирующих органов к компании-производителю и ее продукции.
  10. Упрощенная процедура получения других документов. К примеру, прохождение проверки на соответствие международным стандартам по системе ISO значительно упрощается при наличии сертификатов ТР ТС или ЕАЭС.
  11. Сертификация продукции оказывает благотворное влияние на успех и развитие предприятия. Эффективнее всего это происходит при добровольной сертификации.

Виды нарушений и ответственность за них

Встречаются следующие виды нарушений:

  • подделка сертификатов, а также других документов;
  • подача ложных сведений о производителе или продукции;
  • отклонение от норм, которые прописаны в сертификате.

Вся ответственность за подобные нарушения возлагается на центр сертификации, который обязан контролировать соблюдение всех требований и обязательств. Ответственность может быть административной или уголовной: все зависит от вида правонарушения и его последствий.

Сроки сертификации

Процедура оформления сертификата может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Есть несколько моментов, влияющих на сроки получения документа:

  • наличие всех необходимых документов;
  • характер и условия проведения испытаний;
  • особенности исследуемой продукции.

Цена оформления сертификата

Стоимость услуги зависит от сложности самой процедуры, наличия у заказчика всех нужных документов, а также от количества специалистов, привлекаемых для проведения исследования. В среднем, цены на сертификацию следующие:

  1. Сертификация ГОСТ Р – не менее 8000 рублей;
  2. Сертификация ЕАЭС – не менее 19000 рублей;
  3. Сертификация ISO – не менее 17000 рублей.

Более точные расценки можно узнать у консультантов нашей компании.

Профессиональная помощь в получении сертификата

Успешность прохождения сертификации зависит от сочетания нескольких факторов. Обращаясь к профессионалам, вы сможете сэкономить свое время и нервы, а также гарантированно получить положительный результат.

Наши специалисты тщательно изучат предоставленную документацию и помогут исправить ошибки, чтобы повысить шансы на позитивный результат. В процессе проведения сертификации компания привлечет специалистов, которые обладают соответствующими знаниями и опытом. Это упростит проведение исследований и взаимодействие с контролирующими органами и инстанциями.

Если вы воспользуетесь нашими услугами, вы сможете оформить сертификат соответствия на свою продукцию с минимальным количеством документов. Специалисты нашей компании имеют большой опыт в проведении сертификации: за 7 лет работы было оформлено более 14 тысяч сертификатов для компаний-производителей товаров из России, Казахстана и Беларуси.