Будет ли стыдно Малому театру за спектакль по книге Владимира Мединского?
Юрий Соломин, худрук одного из самых статусных российских драматических театров — Малого театра, человек с большим авторитетом, кажется, был не очень рад тому, что в прессу просочилась информация о грядущем спектакле по книге его начальника Владимира Мединского. Строго говоря, Юрий Мефодьевич, возможно, предпочел бы вообще выпустить этот спектакль так, чтобы его… никто не видел. Ну, кроме одного зрителя. Выпускали же когда-то для Ленина единственный экземпляр газеты «Правда». И даже если это байка, в ней вся сермяжная правда взаимоотношений в России начальства и подчиненных. Уровень лизоблюдства слишком высок, чтобы его как-то соотнести с реальностью и не сгореть потом в этой реальности со стыда.
Министр культуры Владимир Мединский отреагировал на слив информации в прессу, как ему показалось, благородно: заявил, что отказывается от авторского гонорара, поскольку театр находится в его подчинении. Но духу попросить вообще отказаться от постановки до тех пор, пока он занимает начальствующий пост, Мединскому не хватило. Тогда бы и гонорар смог получить, и очередного скандала (которых уже по несколько в неделю, один другого хлеще) избежать. Но ничто не может остановить министра культуры в борьбе за умы и души россиян! Если есть возможность лично ударить духовными скрепами по расшатывающим устои Кириллу Серебренникову, Константину Богомолову, Владимиру Сорокину и прочим кровопийцам русской культуры, то непременно надо пользоваться возможностью, невзирая на такие мелочи, как использование служебного положения.
Мединский — это вообще не из серии fair play. История с переносом и отменой фильмов в прокате то из идеологических соображений, то из финансовой выгоды для российского кино — тому прекрасный пример. В борьбе за правду любая неправда сойдет. Собственно, не в этом ли главный посыл диссертации Владимира Мединского, которую ему с таким трудом удалось отстоять?
«Стена» — историческая книга о Смутном времени. «Малая земля» Брежнева — тоже историческое произведение. Иосиф Райхельгауз, комментируя для Sobesednik.ru парадоксальный выбор специализирующегося на классике Малого, тоже вспомнил это «нетленное» произведение. Как на всесоюзном уровне при жизни генсека эта книга лезла изо всех щелей, его современники прекрасно помнят. Это все тоже было под соусом патриотического воспитания, исторической памяти и — одновременно — беспредельного лизоблюдства. В итоге «Малая земля» осталась в памяти народной в виде нескольких анекдотов. Хотя вообще-то в героической обороне советскими солдатами клочка черноморской земли ничего смешного нет. То есть по факту эффект получился ровно обратный. И, кстати, даже тогда Малый театр не брал такое в свой репертуар, хотя известно, что в Советском Союзе надо было отчитаться перед партией «правильной» постановкой, чтобы дали возможность поставить что-то нормальное.
Зрители, которые пойдут на вещицу по Мединскому, будут прекрасно осознавать весь бэкграунд. Тем паче что сам министр относится к своему труду крайне щепетильно и недавнюю экранизацию Дмитрия Месхиева, например, забраковал, потребовав убрать свою фамилию из титров. Месхиев, очевидно, тоже хотел сделать приятное министру, но недооценил узость разрешенного творческого диапазона.
Малый театр, видимо, учтет этот момент: по слухам, работа над сценарием идет самым тщательным образом, над пьесой трудится уже третий по счету сценарист. Сесть в лужу, как Месхиев, Юрий Соломин вряд ли хочет, поэтому наверняка работа будет вестись не просто в полном соответствии с генеральной линией партии, а еще и с согласованиями с министром.