Содержание
Как работает диафрагма при пении, зачем она нужна и насколько значима её роль? Диафрагма, как и любая мышца в человеческом теле, имеет мышечную память. Как и вам, ей приходится «учится» удерживать вдох и выводить выдох, выталкивая звук так, чтобы он получался летящим, звонким. Существуют специальные упражнения для вокалистов на тренировку диафрагмы, но можно ли работать с ними самостоятельно? Можно, но это будет в разы менее эффективно, чем под руководством тренера-профессионала из команды преподавателей студии Artvocal.
Выбрать себе наставника и записаться на пробный урок вы можете на сайте https://artvocal.ru/vocalprepod.php.
Легато и стаккато – два главных упражнения для вокалиста
«Поведение» диафрагмы при пении отличается в зависимости от того, что вы поете и как вы это делаете. Вести звук нежно и плавно или энергично его выкрикивать – если вы хотите научиться и тому, и другому, не помешает освоить пение на легато и стаккато:
- Легато (от итал. legato – плавно, связанно)
Прием пения, при котором звук получается тягучим и непрерывным. Все ноты связаны между собой, в переходе от ноты к ноте нет промежуточных пауз. Актуально в медленных песнях, где звуки нужно соединять напевно, плавно (к примеру, красивые и нежные поп-баллады Уитни Хьюстон).
Диафрагма при пении на легато статична – не опадает и не сужается. Она плавно опускается и расширяется, а ребра при этом раздвигаются, организовывая поддержку дыхания для голоса.
- Стаккато (от итал. staccato – дробно, отрывисто)
Музыкальный штрих, требующий отрывистого исполнения звуков. Этот прием используется, когда нужен звук не напевный и плавный, а резкий, мощный, с динамичной подачей. Упражнения на стаккато позволяют ощутить силу звука, научиться активно брать ноту.
Такие упражнения в свои уроки включает большинство педагогов, их рекомендуют выполнять на начальных этапах постановки голоса, использовать для разогрева перед пением. Важно уделять внимание и тренировкам на статичный долгий вдох, и на активность диафрагмы – так вы «приучите» мышцу к разным видам работы.
Тренировка диафрагмы и дыхания на стаккато
Диафрагма при пении на стаккато очень подвижна – она то и дело расширяется и сокращается, выталкивая звук вместе с коротким выдохом. Этот процесс наиболее ощутим в районе солнечного сплетения.
Хотите лучше понять технику стаккато? Представьте – вы идете по темному парку, вдруг кто-то выпрыгивает из-за куста и бьет вас «под дых». Что произойдет? Скорее всего, вы согнетесь пополам, а мышцы живота резко сократятся вовнутрь. При этом на выбросе дыхания вы издадите что-то похожее на «Ха!». Смоделируйте этот выдох и почувствуйте, как сокращаются и уходят вовнутрь мышцы живота, как при этом активно выходит воздух.
Потренируйте диафрагму на практике:
- Найдите у себя солнечное сплетение (пальцами коснитесь ребер спереди там, где они стыкуются).
- На эту область положите ладонь и вдохните, надувая «шарик» на солнечном сплетении.
- С выдохом (он должен быть шумным, активным) резко уведите выпятившиеся мышцы назад, будто хотите «прилепить» их к позвоночнику.
- Коротким вдохом снова наберите воздуха в область солнечного сплетения и вытолкните его снова.
- Повторите 8 таких толчков на слог «Ха!».
Чтобы досконально прочувствовать физиологию процесса, начните с медленного темпа. Затем сделайте восемь коротких толчков-выдохов на «Ха!» быстрее. На каждый выдох сокращайте диафрагму полностью, чтобы целиком сдуть воздушный «шарик». Только после этого заново берите короткий емкий вдох.
Это один из способов одновременной тренировки диафрагмы и мышц живота. Использовать его лучше перед пением – голосовой аппарат легче настраивается на работу с упражнения без звука.
Далее можно подключить голос. Возьмите фразу «Я пою» и скажите её по слогам. Я-ПО-Ю. После каждого слога уводите живот назад, активно выдыхая и выталкивая звук. По силе толчка движения диафрагмы ровные, строго одинаковые. Снова наберите дыхание, при этом живот и солнечное сплетение выдвигайте вперед. Берите дыхание чаще, создавайте воздухообмен при каждом произнесении слога – вдох-выдох-вдох-выдох.
Не говорите себе под нос – звук должен быть направленным в пространство от вас, громким, активным. Но толкать его следует не горлом, а выдохом и диафрагмой. Не страшно, если сразу не получается громко. Это не значит, что нужно переходить в зажим или на крик. Лучше начать с мягкого выдоха, постепенно наращивая громкость голоса.
После нескольких повторений вы сможете хорошо ощущать работу диафрагмы. Пора усложнять упражнение – повторяйте каждый слог фразы дважды, трижды, четырежды. На сколько в ваших мышцах хватит сил.
Польза тренировок диафрагмы при пении
Хотите, чтобы ваш голос был интересным и разносторонним? Для этого нужно владеть разными приемами пения. Ведь не всегда при исполнении песни у вас будет возможность держать звук и выдох долго, протяжно. Многие современные композиции отличаются довольно динамичной мелодией – она прыгает вверх-вниз, а то и вовсе превращается в мелизмы из быстрых непонятных нот.
Чтобы легко справляться с такими руладами, не обойтись без тренировки диафрагмы при пении. Выполнение упражнений на стаккато позволяет вокалисту сделать диафрагму подвижной, сильной. А подвижностью диафрагмы определяется подвижность голоса. Это значит, что вы сможете свободно переключаться с низкого звука на высокий, петь быстрые фразы в песне и легко исполнять красивые мелизмы.